Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №3 Эксперимент в психологическом исследовании



 Лекция №3 Эксперимент в психологическом исследовании

1. Типы и виды эксперимента

2. Этапы организации экспериментального исследования

3. Экспериментальная выборка (виды, техника подбора)

4. Понятие ЗП-НП. способы их контроля

 

 Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб.: «Питер», 2000. - 320 с. (Глава 4. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента, - С. 74-111);

2.Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 2001. - 256 с. (Глава 5. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя, (Переменные в психологическом эксперименте) - С. 90-107; Глава 8. Предпосылки планирования экспериментов, - С. 132-136.);

3.    Носс И.Н. Психодиагностика: тесты, психометрия, эксперимент (Информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). - М.: «КСПт», 1999. - 320 с. (2.Ь.Экспериментальный метод, - С. 185-1960; 2.5. Проведение эксперимента, - С. 247-252.);

4.Максименко С.Д., Носенко 6.Л. Експериментальна психологія (дидактичний тезаурус): навч. посібник. - К.: МАУП. 2002. - 128 с. (Роздт 3. Процедура и основы характеристики психологічного експерименту, - С. 21-32.)

 

 

1. Научное исследование его принципы и структура

Эксперимент - совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий. В эксперименте обязательно наличие следующих компонентов:

· манипулирований с НП

· контроль за другими условиями, которые могли бы воздействовать на реакцию Исп-ых (ЗП)

· сбор информации в виде систематических наблюдений.

· Наличие контрольной и хотя бы одной экспериментальной группы.

 

Типы экспериментов

1. Поисковый (эксплораторный) эксперимент — эксперимент, который имеет целью выявить наличие связи между независимыми и зависимыми переменными.

2. Подтверждающий (конфирматорный) эксперимент — эксперимент, пределяющий характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.

Виды экспериментов

1. Критический эксперимент — проверка правдоподобности всех возможных гипотез; необходимы тщательная теоретическая разработка проблемы и планирования исследования.

2. Пилотажное исследование — апробация гипотезы, поиск подходов к исследованию, устранение грубый ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.

3. Полевое исследование (естественный эксперимент) — изучение связей независимых и зависимых переменных при неполном контроле переменных.

4. Лабораторное исследование (эксперимент) — изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле переменных.

 

Формы экспериментов

1. Формирующий эксперимент — наличие X, которое, воздействуя на испытуемых, формирует у них новую зависимую переменную.

2. Констатирующий эксперимент — ФОН и др. являются X.

 

2. Этапы организации

На основе гипотезы формируется экспериментальная задача (цель исследования в определенных экспериментальных условиях). Структура задачи:

· выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных групп);

· определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных);

· выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность методики);

· определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического. физического или иного воздействия);

· организация - Процедуры эксперимента (выбор схемы, модели, «плана эксперимента» - алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности);

· подбор методов обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы

· стандартизации данных, база данных...);

· определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы). Этапы проведения эксперимента 1. Формулировка гипотезы 1.1. Определение темы (цель, объект, предмета) исследования (первичная постановка проблемы).

Предмет науки неразрывно связан с объектом. Они имеют схожие черты, но основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее важные и существенные свойства и признаки.

Объект - это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую реально или идеально.

Предмет - это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта. Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях (по Корниловой, 2002) Об. Могут выступать индивиды, как носители психики (группы) или сами психические явления.

Ошибки в определения Об. Связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (ЭТО ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ) или некоего процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (это может стать предметом).

Правильно Об. Формируется так: «В качестве Объекта нашего исследования мы рассматривали детей старшего школьного возраста (от 5 до 7 лет)». Или «Об исследования - молодёжная субкультура».

Не верно: «Объектом нашего исследования выступали воспитанники средней группы дестского сада № 12 г. Донецка» или«Об. нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодёжи».

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, высвечивается в Об., как правило, через призму проблемы. Они соотносятся следующим образом:

В качестве предмета могут выступать следующие аспекты: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

1.2. Работа с информационными источниками (Интернет (http://Psychology.ru). научная литература, отчеты, доклады, статьи, отчёты других исследователей и т.д.).

1.3. Уточнение гипотезы и определение экспериментальных переменных.

   2. Выбор экспериментального инструментария.

2.1. Разработка и выбор инструментария для управления НЭП (X).

2.2. Разработка и выбор инструментария для управления ЗП (О).

2.3. Определение методов статистический обработки данных и интерпретации результатов исследования.

   3. Планирование эксперимента

3.1. Выбор экспериментального плана.

3.2. Выявление внешних переменных (ВшП), которые могут влиять на ЗП.

   4. Формирование экспериментальной выборки

4.1. Определение популяции (генеральная совокупность).

4.2. Формирование репрезентативной выборки (участники эксперимента).

   5. Организация эксперимента

   5.1. Подготовка: помещение, материал (бланки, компьютер и т.д.). оборудование, опыты отладки эксперимента (5-10 человек), уточнение инструкции (до 11 слов).

   5.2. Инструктирование и мотивирование испытуемых:

· знание возможностей, которые могут и пользовать испытуемые (отгулы, денежное вознаграждение и т.д.).

·предварительная проверка понимания инструкции (3-5 человек),

·общее инструктирование об организации правилах проведения эксперимента.

   5.3. Собственно процесс эксперимента:

· испытуемые должны отдохнуть, быть здоровыми,

· иметь желание участвовать в эксперименте;

· наличие ассистента (по необходимости);

· регистрация дополнительных поведенческих и эмоциональных реакций испытуемых в ходе эксперимента;

· постэкспериментальное интервью;

· выражение благодарности испытуемым за участие в эксперименте.

      6. Интерпретация результатов, выводы и, в итоге, публикация результатов в научном издании - (доклад на научной конференции, статьи в научных журналах, издание монографий, учебных пособий, отчетов о НИР и т.д.).

При выполнении научных публикаций и отправки их в редакционные коллегии периодических изданий на Украине, необходимо руководствоваться Постановою президії ВАК України від 15.01.2003 р. за №7-05/1.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.