Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Л1.1

Щурикова Л.Г., Галиева С.Г.

Правоведение: учебно-методическое пособие

Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015

                   

 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx

    стр. 16
  Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Л1.2 Шаблова Е. Г., Жевняк О. В.

Правоведение: учебное пособие

Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016

Л1.3 Мухаев Р. Т.

Правоведение: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015

Л1.4 Фомина О. И., Старова Е. А.

Правоведение: учебное пособие

Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017

6.1.2. Дополнительная литература

  Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Л2.1 Баглай Ю. В.

Квалификация отдельных видов преступлений: учебное пособие

Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015

Л2.2 Бевзенко Р. С., Жученко С. П.

Иски и судебные решения: сборник научных трудов

Москва: Статут, 2009

Л2.3 Кони А. Ф.

Судебные речи: монография

Москва: Современная гуманитарная академия, 2010

Л2.4 Зиннуров Ф. К., Амиров К. Ф.

Образцы процессуальных документов предварительного следствия: инструктивно-методическое издание

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

Л2.5 Зиннуров Ф. К., Амиров К. Ф.

Образцы процессуальных документов органов дознания: инструктивно-методическое издание

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

Л2.6 Авдонкин В. С., Бобренев В. А.

Правоохранительные и судебные органы России: учебник

Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015

Л2.7 Волкова Т. В., Королев С. Ю.

Земельное право: учебное пособие

Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017

Л2.8 Новоставский И. Н.

Теория государства и права: учебно-методическое пособие

Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017

Л2.9 Бейсеев А. А.

Русский язык уголовно-процессуальных документов: учебное пособие

Алматы: Нур-Принт, Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2011

Л2.10 Логинова Ксения Юрьевна

Земельное право: практикум для подготовки к семинарским занятиям студентов очной формы обучения юридического факультета

Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2017

Л2.11 Кулакова Т. А., Михайлов В. Н.

Работа в справочно-правовых системах

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Л2.12 Черепова И. С., Максименко Е. И.

Право: практикум

Саратов: Профобразование, 2018

Л2.13 Сыдорук И. И., Ендольцева А. В.

Правоохранительные органы: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.14 Гельдибаев М. Х., Вандышев В. В.

Уголовный процесс: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.15 Румянцев Н. В., Казанцев С. Я.

Экологическое право России: учебное пособие

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.16 Алексий П. В., Эриашвили Н. Д.

Жилищное право: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.17 Эриашвили Н. Д., Туманова Л. В.

Гражданское процессуальное право России: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.18 Приказчикова О. В., Терентьева И. А.

Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации: учебное пособие

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Л2.19 Пучкова В. В.

Семейное право Российской Федерации: учебное пособие

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Л2.20 Эриашвили Н. Д., Кикоть В. Я.

Административное право России: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.21 Багмет А. М., Бычкова Е. И.

Конституционное право: учебник

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

           

 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx

      стр. 17
  Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Л2.22 Цветков Ю. А.

Правоохранительные органы. Схемы и определения: учебное пособие

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.23 Алехин Д. В., Багмет А. М.

Уголовный процесс. Схемы и таблицы: учебное пособие

Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017

Л2.24 Черепова И. С., Терентьева И. А.

Право: учебно-методическое пособие

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Л2.25 Захаркина А. В.

Гражданское право: учебно-методическое пособие

Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Л2.26 Бобраков И. А.

Уголовное право: учебное пособие

Саратов: Профобразование, 2018

Л2.27 Власова Т. В., Дуэль В. М.

Теория государства и права: учебник

Москва: Российский государственный университет правосудия, 2017

Л2.28 Адриановская Т. Л., Баева С. С.

Трудовое право: учебное пособие

Москва: Российский государственный университет правосудия, 2017

             

6.2. Перечень электронных образовательных ресурсов

1. Электронная библиотека Пермского гуманитарно-педагогического университета Электронный ресурс. – Электрон. дан. – Пермь. – Режим доступа: http://marcweb.pspu.ru.

2. IPRbooks [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система / ООО «Ай Пи Эр Медиа». – Электрон. дан. – Саратов, «Ай Пи Эр Медиа». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

3. Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «НГПУ». – Электрон. дан. – Новосибирск: НГПУ. – Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru.

4. СПС "ГАРАНТ" // www.garant.ru

5. СПС "КонсультантПлюс"// www.consultant.ru

6. Официальный портал правовой информации // www.pravo.gov.ru

 

             

6.3.1 Перечень программного обеспечения

Образовательная среда включает в себя единое информационное пространство, которое включает в себя развитую ИТ инфраструктуру, комплекс электронных образовательных ресурсов, локальную сетевую инфраструктуру и Wi-Fi-сеть, ЛВС сеть учебных корпусов университета (на базе гибридной топологии).

Программное обеспечение образовательного процесса включает в себя:

• Програмное обеспечение в рамках программы Microsoft Imagine включающее в себя професиональные и стнадартные версии продуктов Microsoft (Microsoft SQL Server, Windows Server 2016, Windows 10, Office 2016);

• Облачные сервисы, портальные решения в рамка подписки Office 365 (Sharepoint Online, Word Online, Excel Online, One Note Online, Skype for buisiness)

• Программы обеспечения доступности возмонсти образования для лиц с ОВЗ

• университетскую систему электронной поддержки образовательных курсов MOODLE 3.2.;

• систему электронного тестирования АСТ;

• Skype - программное обеспечение, позволяющее осуществлять голосовую связь и видеосвязь через Интернет;

• пакет прикладных обучающих программ (указать каких – например, лицензионное программное обеспечение «SDL Trados Studio 2017 Professional (Network)» для обеспечения учебного процесса направления подготовки 45.03.02 по профилю «Перевод и переводоведение»; справочно-правовая система «Консультант-плюс» и др.).

 

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно- образовательной среде организации.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

             

6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем

1. Ресурсы собственной генерации:


 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx   стр. 18

- Электронный каталог и Электронная библиотека ФБ ПГГПУ

- Библиотека религиоведение и русской религиозной философии. Изданиях XVIII – нач. XX вв.

 

2. Подписные ресурсы:

- Электронная библиотечная система IPRbooks (Договор на предоставление доступа к электронной библиотечной системе № 45/19 от 01.01.2019. Доступ с 01.01.2019 по 31.12.2019)

- Электронная библиотека "Юрайт" (Договор № 3971 на оказание услуг по предоставлению доступа к ЭБС от 08.04.2019. Доступ с 16.04.2019 по 15.04.2020)

- Межвузовская электронная библиотека Западно-Сибирской зоны (Договор № 25 о присоединении участника к межвузовской электронной библиотеке педагогических вузов Западно-Сибирской зоны от 23.11.2016)

- Коллекция материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ (Соглашение о сотрудничестве 43-15-19 от 15.11.2015. Лицензионный договор № 987 от 15.11.2015)

- Электронные периодические издания East View (Лицензионный договор № 259-П от 1.01.2019. Доступ с 01.01.2019 по 30.05.2019 с 01.09.2019 по 31.12.2019)

- Электронные периодические издания. НЭБ eLibrary (Договор SU-21-01-2019 от 21 января 2019 г.)

- Удаленный электронный читальный зал (УЭЧЗ) Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина (Соглашение о сотрудничестве от 24 июня 2013 г.) - Национальная электронная библиотека (НЭБ) (Договор № 101/НЭБ/2216 о предоставлении доступа от 15.05.2017. В течение 5 лет)

 

3. Научные ресурсы:

- БД международных индексов научного цитирования Web of Science - БД международных индексов научного цитирования Scopus - Национальная подписка на ScienceDirect - Ресурсы свободного доступа

- Электронная библиотека диссертаций РГБ - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»

     

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются аудитории разного целевого назначения, оборудованные стандартным набором специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе:

• специальное помещение лекционного типа (для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации);

• специальные помещения для занятий семинарского (практического) типа (для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, кабинеты для проведения лабораторных занятий, оснащенные специальным оборудованием, а также используется компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В зависимости от избранной методики проведения занятий семинарского (практического) типа могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины);

• специальное помещение для самостоятельной работы студентов: учебно-методический кабинет факультета, обеспечивающего образовательную программу, читальные залы фундаментальной библиотеки ПГГПУ;

• специальное помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования.

 

Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения (мультимедийные средства, лабораторное оборудование, перечень лицензионного программного обеспечения и т.п.). Более подробная информация об оснащенности аудиторий, в которых преподается дисциплина, представлена в ИС управления учебным процессом «Аудиторный фонд».

Реализация дисциплины обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – фундаментальной библиотеке ПГГПУ, электронно-библиотечным системам, содержащим издания учебной, учебно-методической и иной литературы, сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

 

Образовательный процесс по дисциплине поддерживается средствами электронной информационно-образовательной среды Университета - системой электронной поддержки образовательных курсов MOODLE, которая обеспечивает:

• доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплины (модуля), практики, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочей программе, через личный кабинет студента и преподавателя;

• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации;

• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения;

• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие с преподавателем посредством сети Интернет.

     

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение дисциплины (модуля) включает реализацию всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом ОП, включает:

а) работу обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее - контактная работа обучающихся с преподавателем),

б) самостоятельную работу обучающихся,


 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx   стр. 19

в) промежуточную аттестацию обучающихся.

При реализации контактной работы обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (лекционные, практические, лабораторные занятия, предэкзаменационные консультации) используются следующие образовательные технологии:

1. Лекционные занятия:

 с использованием ПК и компьютерного проектора;

 установочная лекция;

 проблемная лекция;

 обобщающая лекция по дисциплине;

 лекция с применением принципов контекстного обучения;

 лекция-визуализация;

 лекция с применением метода дискуссий.

2. Практические / лабораторные занятия:

 с использованием методов моделирования;

 проектные технологии;

 применение метода проектирования (индивидуальные и групповые проекты); монопредметное и межпередметное проектирование;

 практико-ориентированное проектирование;

 в форме практикума;

 на основе кейс-метода;

 деловая игра;

 применение приема «сообщение-визуализация» (определять содержание для презентации, определять и обосновывать структуру визуального сопровождения, планировать презентацию, выбирать адекватные способы визуализации; оценивать качество визуальных проектов, разработанных другими студентами);

 применение элементов технологий «Дебаты» и «Критическое мышление»;

 технология «Обучение в сотрудничестве»;

 применение элементов тренинга (формирование профессионально необходимых личностных качеств);

 технологии анализа и решения проблем;

 использование методов анализа ситуации (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации- проблемы);

 применение методов групповой и индивидуальной рефлексии.

Самостоятельная работа студента по дисциплине реализуется посредством следующих технологий:

 применение системы электронной поддержки образовательных курсов MOODLE и др.

 индивидуальная работа студента с учебной литературой;

 применение методов подгрупповой работы студентов;

 применение методов решения ситуационных задач;

 

Обучение студентов с нарушением слуха

 

Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью выстраивается на основе реализации принципов: полисенсорности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

 

В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине включены:

- учебно-методические презентации,

- видеоматериалы с текстовым сопровождением,

- структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;

- словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;

- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.

 

Специфика обучения студентов с нарушениями слуха заключается в следующем:

• представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности;

• представление материала малыми дозами;

• комплексное использование устной, письменной, дактильной, жестовой речи;

• хорошая артикуляция;

• немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

• неоднократное повторение основных понятий, терминов, их определения (фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования);

• опережающее чтение лекционного материала (студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты; такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты).

• обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;

• тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем;

• специальное оборудование учебных кабинетов (звуковые средства воспроизведения информации).

 

Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). При изучении курса


 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx   стр. 20

используются следующие методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой и т. п.);

• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);

• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).

Обязательными элементами каждого занятия являются:

• название темы,

• постановка цели,

• сообщение и запись плана занятия,

• выделение основных понятий и методов их изучения,

• указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала,

• осуществление текущего контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (представление соответствующих комментариев) по результатам обучения и с оценкой результатов учебной деятельности.

 

Особое внимание уделяется сопровождению самостоятельной работы обучающимися с нарушениями слуха, в том числе с индивидуальным консультированием, обратной связью с элементами дистанционного обучения.

При проведении промежуточной аттестации приоритетно учитываются результаты текущего контроля результатов обучения.

 

Обучение студентов с нарушением зрения

 

Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью выстраивается на основе реализации принципов: полисенсорности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

 

В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине включены:

- текстовые документы, учебно-методические презентации с возможностью адаптации (версия для слабовидящих),

- видеоматериалы с аудиосопровождением,

- объемные модели, муляжи,

раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.

 

Специфика обучения студентов с нарушениями зрения заключается в следующем:

• дозирование учебных нагрузок;

• соблюдение режима освещенности помещений (искусственная освещенность от 500 до 1000 лк; использование настольных ламп; расположение источника света слева или прямо);

• предоставление информации в аудиальной и кинестетической модальностях (рельефно-точечная система Брайля, запись и предоставление информации в аудиоформате);

• применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;

• специальное оборудование учебных кабинетов (технически средства адаптации визуальных изображений для слабовидящих, устройства ввода информации и печати на основе рельефно-точечной системы Брайля, устройства для записи и воспроизведения аудиофайлов).

 

Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). При изучении курса используются следующие методы обучения:

• объяснительно-комментирующий (лекция, работа с литературой с комментариями преподавателя и т. п.);

• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);

• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).

 

Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью выстраивается на основе реализации принципов: полисенсорности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.

 

В структуру методических материалов / ресурсов по дисциплине включены:

- учебно-методические презентации,

- видеоматериалы,

- структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;

- объемные модели, муляжи,

- словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;

- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля.

 

Специфика обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата заключается в следующем:

• дозирование учебных нагрузок;


 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx   стр. 21

• соблюдение динамического режима;

• предоставление информации в различных модальностях (зрительной, аудиальной, кинестетической);

• применение технических устройств, расширяющих двигательные и познавательные возможности студентов;

• специальное оснащение учебных кабинетов (оборудование для обеспечения беспрепятственного доступа в учебные аудитории – поручни, расширенные дверные проемы, специальные кресла и др.).

 

Выбор методов обучения осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). При изучении курса используются следующие методы обучения:

• объяснительно-демонстрационный (лекция, работа с литературой с комментариями преподавателя, демонстрация моделей, моделирование процессов и т. п.);

• репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);

• программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу).

 

 

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда. Таким образом, самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.

 

Навыки самостоятельной работы по освоению каких-либо знаний приобретаются человеком с раннего детства и развиваются в течение всей жизни. К началу обучения в вузе каждый студент имеет личный опыт и навыки организации собственных действий, полученные в процессе обучения в школе, учреждениях дополнительного образования, во время внешкольных занятий и в быту. Однако при обучении в вузе требования к организации самостоятельной работы существенно возрастают, так как они связаны с освоением сложных общекультурных и профессиональных компетенций. Практика показывает, что студенты различаются по уровню готовности к реализации требований к самостоятельной работе. Выделяются две основные группы студентов. Первая характеризуется тем, что ее представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы и обладают универсальными учебными компе-тенциями, позволяющими успешно справиться с требованиями к ее выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал письменно и устно, проводить измерения, вычисления, проектировать и т. д.). Студенты второй группы не имеют устойчивой ориентации на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала и отличаются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации.

Основу работы при самостоятельном изучении тем/разделов дисциплины составляет работа с учебной и научной литературой, с интернет-ресурсами. Последовательность действий, которых целесообразно придерживаться при работе с литературой:

1. Сначала прочитать весь текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного).

2. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.

3. Чтение желательно сопровождать записями. Это может быть со-ставление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирова-ние и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах:

o Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

o Планирование – краткая логическая организация текста, рас-крывающая содержание и структуру изучаемого материала;

o Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утвер-ждений автора без привлечения фактического материала;

o Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

o Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

План — это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Различаются четыре типа конспектов.

1. План-конспект — это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

2. Текстуальный конспект — это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

3. Свободный конспект — это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате


 

УП: b440305_АБ_05zs_2019_ДошОбрДопОбр.plx   стр. 22

глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

4. Тематический конспект — составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.