Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

Дмитриев Д.С

История одна из не многих наук, при изучении которой появляется возможность увидеть прошлое и изучить его. Через изучение истории происходит формирование, развитие и воспитание в личности патриотизма, уважения к своим предкам, а также уважения к чужой культуре и истории. Изучая историю, школьники узнают о предметах и событиях прошлого, о людях их культуре и традициях различных эпох, а это неразрывно связано с изучением дат, периодов и хронологией событий.

Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями. В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Цель: рассмотреть специфику приемов изучения хронологии обучающихся на уроках истории.

Задачи:

· Рассмотреть приемы и средства изучения хронологии;

· Рассмотреть хронологию в школьном изучении истории, её цель и задачи;

· Рассмотреть различные задания по выработке хронологических умений обучающихся.

Хронология и исторически сложившиеся приёмы её изучения.

Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение) это:

1. вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

2. последовательность исторических событий во времени;

3. перечень каких-либо событий в их временной последовательности. 

Хронология помогает установить даты исторических событий, определять их причинно-следственные связи. Хронология выделяет длительность и периодизацию исторических процессов время создания исторических источников.

Историческая хронология — специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Задача хронологии – установление временных отношений между изучаемыми фактами, что служит опорой для усвоения школьниками исторических знаний, для лучшего уяснения последовательности исторических фактов.

Основные определения в хронологии:

· Периодизация – выделение в историческом процессе относительно целостных и завершенных этапов (периодов).

· Основные хронологические понятия – единицы исчисления времени (эра, тысячелетие, век, год).

· Опорные даты – даты главных исторических событий.

· Атрибуция – локализация исторических фактов в пространстве и во времени.

Первая и непроизвольная ассоциативная связь истории как учебного предмета с датами неслучайна. У многих сложилось представление, что знать историю — это, прежде всего, знать факты и даты.

Для лучшего запоминания дат педагоги дореволюционной России использовали специальные пособия, в частности таблицу А. Язвицкого, которая состояла из разграфлённых клеток с условными рисунками и датами. Годы, подлежащие запоминанию, то закрывались марками, то открывались, причём попутно учащиеся повторяли название события.

Советские методисты, новое видение хронологии в школьных курсах истории. Для них хронология — не самоцель, а средство постижения истории «как процесса развития» (М. Зиновьев, 1955), «научного понимания исторического процесса» (А. Стражев, 1964), «познания истории как закономерного процесса, развивающегося во времени и пространстве» (Н. Запорожец, 1984), «сознательного усвоения школьниками системы исторических знаний в целом» (Ф. Коровкин, 1978).

В постсоветское время к оригинальным работам на темы хронологии относится пособие М. В. Коротковой, в котором представлены условно-графические средства формирования хронологических знаний: циклические графики, обобщающие таблицы, различные схемы, в том числе тематические ленты времени, «схемы-шаги», схемы со штриховкой, круговые схемы с периодизацией или разными точками зрения на исторические события.

Современным вкладом в разработку этой темы считается типология хронологических заданий по истории, представленных как самостоятельные и самоценные приёмы учебной работы с историческим материалом и как способы диагностики глубины, прочности, качества учебных достижений школьников в «работе над временем».

2.   Приемы и средства изучения хронологии в школьном изучении истории, ее цель и задачи.

Цель изучения хронологии в школе – показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления.

 

Задачи изучения хронологии в школе:

· обеспечивать в сознании обучающихся правильное отражение исторического времени;

· способствовать развитию у обучающихся их временных представлений;

· помочь обучающимся в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).

Многогранный современный мир претерпевает постоянные изменения, которые затрагивают многие сферы жизнедеятельности человека. Определённой эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования.  Историю невозможно изучать без знания дат. Хронологические даты – это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития человечества. Хронология – «градусная сеть», наброшенная на историю человечества. Начиная с первых уроков, где встречаются даты, учащиеся начинают системно работать с ними.

Выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Младшие школьники с трудом воспринимают протяженность событий, и их размещение во времени. Восприятие времени является самой трудной задачей для них, ведь их собственный жизненный опыт несопоставим не количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Поэтому целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд, и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие». Это позволит продемонстрировать школьникам поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями. Учащиеся с большим трудом и не сразу усваивают особенности современного летоисчисления, понятия эра, обратный счет, эпоха, "до нашей эры".

Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Чтобы подвести учащихся к пониманию единицы времени - года, учитель предлагает изобразить число прожитых детьми лет в виде графика (линии, разделенной на отрезки, символизирующие каждый год их жизни). Далее формируется понятие десятилетия: десять отрезков на линии обозначают десять лет жизни ученика. Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. Затем учитель рассказывает, что сто лет составляют век. Таким образом, происходит усвоение категорий "год", "десятилетие", "столетие", "век".

Для закрепления понятия "эра" учитель объясняет ученикам, что можно вести счет лет, считая от какого-нибудь важного, известного события (можно привести следующие примеры: греки вели счет от времени от первой олимпиады, а древние египтяне - по годам правления фараонов). Такое событие, от которого ведут счет лет, называют эрой, а счет лет называют летоисчислением.

В курсе истории древнего мира, работа с лентой времени усложняется - показывается обратный отсчет лет. Обратный отсчет лет - это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени годы, то получается большая и неудобная в пользование цифра. Поэтому, решили вести счет лет не от наших дней, а от постоянного года - года рождения Христа. Эра от рождения Христа получила название "новой эры", так возникло летоисчисление, которое существует в наше время.[5] События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. В связи с этим, учитель разъясняет, что в счете до нашей эры тоже существуют века, тысячелетия, периоды, но меняется порядок отсчета. При изучении событий древнего мира постоянно ведется работа с лентой времени: определение века, его части, нахождение этой даты на ленте времени, определение, сколько времени прошло от изучаемого события до наших дней и т.д.   

Кроме понимания системы летоисчисления, изучая историю, ученики должны твердо выучить минимум обязательных дат, чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

 

Учащиеся, чаще всего, запоминают исторические даты по ассоциации. Задачей же учителя является помочь учащимся запомнить необходимые даты и по логическим связям. Это достигается введением хронологической даты в характеристику исторического явления (наглядно-образное обозначение времени). Учитель должен не просто упомянуть время какого-либо исторического факта, а описать обстоятельства важнейших событий максимально ярко и образно, дата должна вплетаться в изложение нового материала неоднократно, особенно в младших классах. С этой же целью учитель может предложить школьникам самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной - рисунок события.

При характеристике исторических явлений, не имеющих твердых дат, учитель показывает эти факты во времени по логическим связям, имеющими опорные даты.

При введении хронологической даты в характеристику исторического события проводится ее фиксация. Простейшим приемом фиксации даты является ее запись на доске в тот момент, когда учитель по ходу изложения считает нужным обратить на нее внимание учащихся. Запись даты сразу привлекает к ней внимание учащихся и гарантирует их от неправильного запоминания на слух. Другим способом фиксации даты является ее нахождение в тексте учебника или в хронологической таблице.

Еще одним методическим средством в школьной практике являются диаграммы и графики. Назначение таких графиков - показать учащимся изменение исторических явление во времени, обнаружить тенденцию этого изменения. При работе с графиками учащиеся должны запомнить определенный период времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.

В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий сводные хронологические таблицы сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Хронологически таблицы бывают следующих типов:

1) тематические хронологические таблицы - посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития;

2) календари исторических событий - воспроизводят хронику наиболее важных событий;

3) хронотоп - таблица, главное внимание в которой уделяется времени и месту изучаемых событий;

4) синхронистические таблицы - фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Небольшие хронологические таблицы следует вводить при изучении истории постоянно, чтобы фиксировать в сознании учащихся последовательность исторических фактов в их логической связи. Для выяснения сущности исторического процесса, для показа его общности, различий, для выявления связей между отдельными сторонами жизни и в конечном счете для понимания закономерностей истории удобнее проблемные синхронистические таблицы. Хотя работа над синхронистической таблицей сложнее, чем над простой хронологической таблицей, она помогает учащемуся понять расположение событий во времени, позволяет выявить взаимосвязь между фактами и способствует закреплению в памяти хронологических дат и более глубокому пониманию исторического процесса.

Таким образом, хронологические таблицы различных видов позволяют изучать хронологию осмысленно и являются ценным материалом для характеристики отдельных исторических событий и целых периодов.

Кроме перечисленных, существуют и другие приемы запоминания хронологии. Запоминание основано на смысловых связях и связях с событием, хорошо зная факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для этого важно знать главные признаки или события, относящиеся к тому или иному веку.

Для учителя же важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами

Все перечисленные приемы помогут не только запомнить хронологические даты исторических событий, но и закрепят их в сознании учащихся.

Закрепление хронологических дат ведется не только внесением даты в характеристику исторического события, но и путем составления хронологических таблиц, которые помогают закрепить в памяти учащихся факты, связанные с датами, их последовательность, позволяют выявить связи между событиями, явлениями, процессами. Анализ хронологических таблиц позволяет выявить и уяснить внутренние связи, сущность процесса, тенденцию или перспективу его развития.

3. Способы развития и диагностики хронологических знаний и умений школьников.

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний.

Для запоминания дат и событий можно успешно использовать сорбонки - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.     

Работа по карточкам:

· Способ 1: учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой.

· Способ 2: этот способ используется в начале урока, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором - соотношение события и даты.   

· Способ 3: данный способ используется при работе в парах. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.

· Способ 4: проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно организовать групповую работу с карточками - сорбонками. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями.

Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков.

Кроме этого, выработке умений хронологического характера способствуют специально подобранные задания и игры. Задания по выработке хронологических умений могут быть различными - это и определение даты события, или, наоборот, определение события по дате; выбор нужной даты из перечня; соотнесение событий и дат; определение длительности, хронологической последовательности событий; составление хронологических рядов, таблиц; определение этапов в развитии событий; отнесение событий к какому-либо периоду; выявление ключевых событий; обоснование критериев периодизации и т.д.

Сами задания, можно разделить на четыре вида:

1) упражнения,

2) задачи,

3) игры,

 4) тесты.

Хронологические ситуации могут отрабатываться в упражнениях: на определение века и тысячелетия предложенных дат; на подбор дат, принадлежащих указанному веку и тысячелетию; на сопоставление пар дат, относящихся к одному столетию.

На уроках по истории Древней Греции и Рима, отечественной истории можно использовать нестандартные хронологические задачи, основанные на соотнесении разных систем летоисчисления, существовавших в древности в Средневековье. Задачи такого типа позволяют работать с различными неадаптированными источниками и развивать творческие способности школьников.

На знание исторических дат можно проводить игры: это могут быть различные эстафеты по датам; по "привязке" дат к фактам, именам, географическим названиям; составление хронологических рядов; игра "Сквозные даты" - назвать событие, происходившее в разных странах в один и тот же год; игры с хронологическими карточками; домино, лото, кроссворды. Игры являются эффективным средством формирования и диагностики хронологических знаний и умений.

С интересом учащиеся выполняют тестовые задания. Тесты по видам бывают различные:

1) Тесты с выбором ответа на проверку знания дат и событий.

2) Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, соотносить их с определенным периодом исторического развития.

3) Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий.

4) Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определенными периодами времени.

5) Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий.

6) Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий, и для развития и проверки умения определять их последовательность.

7) Тесты на исключение лишнего и продолжения ряда в заданной последовательности для развития логических способностей на основе знаний дат и сущности исторических знаний.

Все перечисленные выше приемы и средства помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. Многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.

Изучение хронологии способствует формированию у учащихся потребности локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, искать их. Это формирует у учащихся понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на исторические знания. Всё это определяет содержание и методику изучения хронологических знаний в школьных курсах истории.

Опираясь на цель и задачи изучения хронологии в школе, учитель отбирает и группирует хронологический материал и выбирает способ его подачи. Нельзя упускать из вида и то, что выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Так же многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.

 

 

Список литературы

1.Годер Г.И. Преподование истории в 5 классе: Пособие для учителя. –М.,2015

2.Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014.

3.Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов ∕ С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 2016.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.