Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия эпохи средневековья. Патристика. Схоластика



Философия эпохи средневековья

 Патристика. Схоластика

Черты средневекового философского мышления:                                                           - опора на боговдохновенные тексты ( Библия –главная книга европейского средневековья)                                                                                                 –ревеляционизм т.е. признаниетого, что Бог сам раскрывает перед людьми истину, к которой человеческий разум не в состоянии прийти самостоятельно;                                                                                                                                           - традиционализм –т.е. истина уже открыта. Задача человека воспринять ее, очистить от искажений и передать другим.                                                          Истины, заключенные в Библии предстают под покровом тайны Василий Великий «…набрасывает некоторые следы и основания неизменного».               В христианской средневековой философии можно выделить западнуюфилософию (языком которой был латинский) и восточную (языком которой был греческий) .В 1054г.- раскол ( повод – принцип  fiilioque).                                                                                                 Мировззренческие принципы резко расходились с античными:                                                        - монотеизм;                                                                                                                                           - креационизм –сотворение мира из ничего по свободной воле( а в античности –из ничего ничего не происходит) ;                                                                                                                                         -провиденциализм  ( учение о божественном управлении миром)                        -персонализм  (понимание Бога, а затем и человека перед лицом Бога как личности. Бог   непосредственно осуществляет попечение над каждым   человеком, а будучи существом телесным и духовным, человек скрепляет собой божественное мироздание,  охватывающее телесный и духовный миры). 

Проблемы:                                                                                                                  1) Если все создано благим Богом, откуда берется зло?                                                2)Как согласуется идея провидения с идеей   свободы, присущей человеческой личности?                                                                           Представления о Боге, мире, человеке, выработанные мыслителями средневековья, во многом определяли   мысль последующих эпох. Некоторые идеи получили второе рождение в философии Нового времени.                                                                                                                               Патристика – творения отцов церкви, христианских мыслителей  II-VI вв Это Василий Великий (330-379 гг.), Августин Аврелий (354-430 гг), Иоанн Дамаскин (675-750 гг.). Зародилось искусство толкования св.Писания.

На последнем этапе складываются основы схоластической философии. Схоластика – особ вид знания, открытый для изучения, дискуссии и требующий рационального обоснования. Суть схоластики – в поиске оптимальных путей познания Бога. Это особое учение, в рамках которого философия и протонаука основывались на истинах религии.   Ранняя схоластика- VI-XII века.                                                                                 В XIII веке формируется философия францисканского и доминиканского  орденов, складываются философские системы Фомы Аквинского, Альберта Великого.Представителипоздней схоластики в Германии – Николай Кузанский (1401-1464) , в Англии – Вильям Оккам (1300-1350), в Италии – Данте Алигьери ( 1265-1331) .  Эти ученыевозвестили не только о закате  философии средних веков, но и о становлении новой философии – философии эпохи Возрождения.                                                                                                     Схоластика заложила основы новой системы образования.1 ступень в схолах  составляло светское знание, вторую – теология. Все семь свободных искусств – грамматика и риторика, арифметика и геометрия, музыка, астрономия и диалектика – были ориентированы на формирование «христианской мудрости». В университетах – 4 факультета- философский медицинский, юридический и теологический.                                                            Все многообразие проблем схоластики можно свести к трем:                              - соотношение знания и веры,                                                                                - природа общих понятий – универсалий,                                                                                - соотношение сущности и существования

Иоанн Скот Эриугена (810-877 гг.), Ансельм Кентерберийский ( 1033-1109гг) .   Иоанн Скот Эриугена полагал, что чем   более общим является понятие, тем более реально его существование в качестве бестелесной сущности, независимой от человеческого разума. Единичное существует лишь в силу его принадлежности к виду, а вид – к роду. С точки зрения реализма, общее понятие – это не образ, замещающий реальность, а высшая ипостась реальности – первореальность.                                                                                                                                   В качестве этой первореальности выступает Бог. Созерцающему уму Богизначально открывается как Природа – несотворенная, а творящая. Она является причиной сотворенной и творящей природы на уровне вида и рода. Природа в ипостаси вида и рода выступает причиной сотворенной, но уже не творящей природы на уровне единичного. Природа единичного  возникает на время, а исчезает насовсем. Она возвращается в божественную первооснову, которая обретает статус четвертойприроды – не сотворенной не творящей. Бог как первореальность в качестве несотворенной, но творящей природы  сотворяет  начало природы, а в качестве  четвертой  природы становится его завершением.                                     ( Просматривается приоритет общего над единичным, претензия общего не только быть, но и созидать). Первоначально учение встретили отрицательно. В 1050г. его трактат «Разделение природы» был осужден, а в 1225г.-приговорен к сожжению.Но поддержал Ансельм Кентерберийский. ( 1033- 1109). –Чем более общим является понятие, тем реальней его существование в качестве отдельной сущности. Самым общим понятием является понятие Бога как первореальности. Позиция реализмавстретила своего оппонентав лице номинализма. Номиналисты полагали, что  общее– это всего лишь имя, а единичные предметы – не кажущаяся, а подлинная реальность. И.Росцелин (1050-1120), Пьер Абеляр (1079-1142).Для номинализма общие понятия служат только знаками вещей, и вне мышления ничего под собой не имеют. Противостояние номинализма и реализма потребовало обращения к авторитетам античности, к философии Аристотеля. К тому времени Европа изучала его труды не только по Боэцию, но и по переводам Ибн-Сины ( 980-1037), а также Ибн-Рушда ( Аверроэса) ( 1126-1198).  О последнем говорили: Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. Авиценна признавал: « 40 раз прочел «Метафизику» Аристотеля, прежде чем заявить о своем его понимании, о своей готовности объяснить его философию и расставить точки в споре представителей номинализма и реализма о природе универсалий».                                                                                               В XII-XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы, формируется институт гражданского общества, но церковь продолжала играть роль политического и идеологического центра. Теократические притязания рождали еретические движения, вдохновленные идеалами бедной апостольской церкви эпохи раннего христианства. В ответ отцы церкви организовывали францисканский и доминиканский ордена, с инакомыслящими  боролась инквизиция.                                                   Монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1226-1274) -  выступил систематизатором  схоластики и реформатором  католической доктрины. ( Оставил значительное наследие.Учение Аквината в 1879 г. признано официальной идеологией католической церкви).                                       Учился в Кельне, Болонье и Риме .Был преподавателем Сорбонны.  1.Проблема соотношения веры и разума. Обосновывал взаимное дополнение философии и религии. Философия и религия отличаются по источникам истины. Философия опирается на разум, наука на опыт, а религия черпает истину в откровении.Но из этого следует не противостояние, а возможность взаимного дополнения. Философское обоснование церковных догматов делает их ближе и понятнее человеку как мыслящему существу, ибо укрепляет его веру.                                Формулирует 5 доказательств бытия Бога.                                                                                                                     1. В мире все находится в постоянном движении. Движение одной вещи является причиной движения другой. Чтобы движение стало реальностью, нужен  первотолчок Бога.                                                                                           2.Первотолчок и является первопричиной. И таковой является Бог.                                  3.Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих случайностей                                                                                                     4.Мир состоит из вещей, степень совершенства которых задается особым совершенством, и таковым является Бог.                                                      5.Все в мире целесообразно, и эту целесообразность задает Бог.                       Доказательство бытия Бога является основанием, связывающим философию и теологию. Но есть догматы, которые не поддаются рациональному обоснованию.                                                                           1.Догмат троицы, определяющий существование  Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах.                                                              2. Возникновение мира из ничего.                                                            3.Первородного греха,                                                                                                4.Воскресение из мертвых. Но из этого не следует, что догматы антиразумны. По своей сути они сверхразумны.Т.о. философия ниже теологии настолько,, насколько человеческий разум ниже божественной мудрости. И если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки Вера и разум, религия и философия (наука) должны сосуществовать, ибо теология философична, а философия теологична.  Рассогласование этого тандема открывает дорогу греховному любопытству , губительному для человека, ибо вера сближает человека и Бога, а чистое знание отдаляет.          О проблеме универсалий: общее существует – до вещей как идея божественного разума, в самих вещах, поскольку всеобщее – сущность единичного, после вещей – в человеческом разуме, который абстрагирует общее из единичного и фиксирует его в понятии.                            Проблема соотношения сущности и существования. Сущность– это то, что выражено в понятии общего, а существование – это форма проявления сущности. На уровне единичного бытия сущность и существование принципиально различны, на уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога – это и есть его сущность . К социально-политическим вопросам обращается в трактате «О правлении владык» Утверждает, что для нормального функционирования общества недостаточно одной только духовной власти , необходим тандем духовной и светской. Государство должно предоставить человеку сносное существование, обеспечить его моральное и духовное развитие. Критерием государства является мера справедливости и мера свободы, ибо только свободный человек может разумно осуществить свою волю в соответствии с. божественной необходимостью, ориентированной на постижение блага    Т.о. – затронуты вопросы взаимоотношения веры и разума, теологии и философии. В философскую среду христианство принесло идеи человека как центра всего, идею того, что люди бесконечно ценнее, чем какие-либо еще земные творения, причем все люди, идею линейности истории

 Большая часть греческого философского и научного наследия на Западе была утрачена. Однако в т.н. «темные века» основа западной философии и культуры были сохранены в арабо-исламской цивилизации. Арабы не только усвоили наследие эллинов, но и творчески развили его, что стало источником новой арабоязычной традиции, которая до научной революции доминировала в большей части мира.                                        После закрытия Юстинианом I ( 483-565) последней философской школы в восточной части бывшей Римской империи многие философы переместились на Восток. В находившихся под властью арабских халифов Сирии, Ираке, Иране не было перерыва в культурной жизни, сохранилась эллинистическая философия. Здесь были переведены на арабский язык Аристотель и другие философы. А после воцарения в Багдаде династии Абассидов начинается настоящий прорыв в освоении греческой культуры.. Правление Гарун ар-Рашида ознаменовало собой начало всестороннего эллинистического ренессанса в арабском мире. Поощрял переводческую. деятельность, посылал людей на Запад для приобретения греческих манускриптов. Обогащался арабский словарь, вырабатывалась система категорий. соответствующих греческим научным терминам и философским понятиям. Удалось ассимилировать значительную часть греческой культуры за исключением не представлявших тогда интереса поэзии, драмы , истории и риторики. Интерес представляли философия ( Аристотель, Платон и неоплатонизм), медицина, оптика, математика, астрономия и оккультные дисциплины типа алхимии или магии. Уже в конце IX века Багдад стал центром образованности арабского мира. В период расцвета в Багдаде библиотека насчитывала 100 тыс. рукописей.( Сорбонна в XIV в, библиотека Ватикана – не более 2 тыс.). Уже в VIII в овладели искусством изготовления бумаги.                                                                         Врач и философ Ар-Рази ( 865-925) лечил корь, ветряную оспу. Оставил учебники. Ибн-Сина (980-1037) - учебник «Канон врачебной науки» - синтез лучшего в греческой и арабской медицине. Арабы изучали не только эллинистическую культуру. Они установили контакты с Ираном, Индией, Китаем. В начале IX в. математик Аль-Хорезми использовал в арифметических расчетах индийскиеили арабские цифры.                                       Ибн аль-Хайсан( аль-Газен)– «Сокровище оптики» большие успехи в изучении линз, сферических и параболических зеркал.                                          Астроном Ибн аль-Шатир в обсерватории в Мераге ( Иран) вес исправления в птолемееву систему и так развил ее, что она оказалась математически эквивалентной коперниковской.                                                       Уже в VIIIв. арабские завоевания привели к тому, что в руках первых халифов, владеющих миллионами километров территории, оказались центры, занимающиеся изучением наследия древних , и традиционные мистические школы- Александрия, Палестина, Сирия, Центральная Азия, Северо-Западная Индия. Речь шла о наследовании древних традиций мистицизма, в т.ч. буддизма. В целом эпоха начала расцвета арабской цивилизации была связана с деятельность суфиев – древнего духовного братства. Суфизм - не просто мистическое направление в исламе. Благодаря активным географическим контактам, исключительной открытости учения, веротерпимости его представителей суфии имели отношение к огромному пласту культуры человечества – причем к явлениям, связанным не только с Востоком, но и с Западом. Прежде всего суфизм стал частью расцвета арабской культуры, о котором французский историк Мишле писал: «Несмотря на военный упадок мусульман, мрак схоластического невежества сменяется светом и теплом мусульманского уклада жизни. По-иному строилось отношение к любви, материнству, искусству, цвету, таланту… Из Азии, которую эти люди считали уничтоженной, поднималась Новая заря. Ее сияние ни с чем не сравнимо, ее лучи проникают очень далеко, разгоняя густой туман Запада. Этот мир природы и искусства грубое невежество называло проклятым, но сейчас этот мир начал побеждать своих завоевателей в мирной войне, где оружием была любовь и материнское обаяние. Никто не может устоять перед его чарами, все околдованы, ни у кого не осталось ничего такого, что можно было считать чисто европейским. Восток засыпает нас своими товарами: ткани и шали, мягчайшие ковры и изделия ткачей, специи и блистающая ткань дамасских клинков убеждают нас в нашем собственном варварстве»                                                                     Суфии установили связь между учениями и практикой мусульман, христиан, иудеев, индусов, буддистов. Для них это было не слиянием религий, а слиянием их сущности .Были способны воспроизвести свое учение в рамках любой религии. Суфийская притча – «ангуризюминабстафил» ( турок, грек, персиянин и араб) Дж. Руми: «Виноградное вино, отжатое под прессом, может дать только одно вино – вино суфизма… Иисус внутри вас.. Только не надо с помощью Моисея удовлетворять желания фараона … Иди путем Мухаммеда, а если не можешь, встань на путь Иисуса» (Руми имел в виду, что вера любого учителя, особенно его жизнь, один из аспектов пути, имя которому суфизм. Мухаммед жил среди людей, а Иисус, преодолевал искушение и боролся с одиночеством).                                                     Ортодоксальный ислам на первых порах противопоставлял себя суфизму, но Аль-Газали примирил ислам с интеллектуализмом. Ислам обеспечил благоприятные условия для распространения тайного учения, так как обеспечивал неприкосновенность религиозных меньшинств. Сыграли роль и исключительная веротерпимость раннего ислама, уверенность в то, что цивилизация может и должная развиваться, инновационное отношение к науке.(Пророк провозгласил стремление к знаниям обязанностью каждого мусульманина.).                                                                                                                Все живущие как на Западе, так и на Востоке, являются в определенном смысле наследниками достижений и неудач средневековой арабской философии. Было выработано убеждение, что прогресс человечества определяется степенью влияния науки на его жизнь. Но это было только частью суфийских представлений о жизненном идеале. Наука не могла их сделать расчетливыми педантами. Ученые были музыкантами и поэтами. (Мыль о том, что один человек не может всем этим заниматься, показалась бы им парадоксальной). Если говорить о воздействии арабской культуры эпох своего расцвета на европейскую:                                                                          1) Кельтский крест 9 в. – надпись « Бисмяля…»                                                                                      2) Суфийский мастер Сиди Кишар как-то принял водяные мельницы за чудовищ ,                                                                                                                                                                      3) Побеги омелы – символ суфизма ( срывают жрецы-друиды) ,                                 4) Автор индуктивного метода Р.Бекон связан с суфийской школой в Кордове,                                                                                                                                     5) Ибн-Рушд , Аль-Газали оказали влияние на западную схоластику,                                          6) Хадживари предвосхитил открытие Энштейна,                                                                      7) О.Хайям открыл  бином Ньютона,                                                                             8) Аль- Фараби предвосхитил теорию архетипов Юнга,                                                                            9) Аль-Газали – Фрейда,                                                                                                 10) Данте – сюжет от Аль-Фараби,                                                                                         11) Ибн-Туйфель ( наз.Абубацер) - «История Хайнби Яхуани» ( сюжет привез из Бухары Авиценна) – роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, 12)У Руми – об утках, воспитанных курами ( «Гадкий утенок»).

 Ибн- Сина стремился сформулировать положения ислама с помощью понятий, заимствованных из аристотелевской логики поздней греческой метафизики (неоплатонизма). Для Авиценны Бог являлся первопричиной или создателем, но сотворенный мир понимался как серия исходящих от Бога эманаций. Человеческая светадуша рождается как эманация божественного света, а человеческая жизнь является странствием назад –к свету, к Богу. Важный момент философии Ибн-Сины – понимание материи. Придерживаясь взглядов Платона и Аристотеля, видимо, отвергает идею творения Богом материи из ничего. Эманация божественного света наполняет, но не порождает материю.( Это вызвало острые споры в ранней исламской философии). Аль-Газали(1058-1111) –«Бог философов не является Богом Корана . Если философия приводит к столкновению с Кораном, то она должна уступить». ( Подобные конфликты в это время – и в христианском мире).  Ибн-Рушд (1126-1198) ( Аверроэс)-родился в Кордове. Был судьей в Севилье и в Кордове. Личный врач правителя Маракеша. Оказал влияние на Аквината. «Аверроизм» - термин, обозначающий западную схоластику. «Так как наша религия является истинной и поощряет изучение, ведущее к знанию,… мы, мусульмане, знаем, что исследование с помощью разума не ведет к выводам, которые противоречат тому, чему учит Коран. Поскольку истина не противоречит истине, но гармонизирует с ней и свидетельствует о ней». Вводит принцип интерпретации, который играет важную роль и в западной философии. Если буквальная интерпретация кажется противоречащей истинам разума , суры должны интерпретироваться метафорически или аллегорически».                    Арабы занимали ведущее место во всех областях научного исследования, превосходя Запад на протяжении более 6 веков. Почему научная революция произошла в Европе 16-17века ? Как объяснить упадок арабской науки после 14 столетия ? Почему арабская наука не стала основой современной науки ?                                                                                                                                                                                                    1.Росло давление со стороны специфически исламских наук. Т.н. «иностранные « науки могли рассчитывать на поддержку, когда выполняли специфически религиозную функцию (направление на Мекку время молитвы).С изучением греческой философии мирились, но ученые становились объектом критики со стороны религиозных кругов.                    2.В арабской науке отсутствовали институциональные основания науки. Естественные науки в медресе не изучались, занятия ими становились личным делом. Независимая наука не была институционализирована и санкционирована политической и религиозной элитой. 3.Главная причина – арабский мир не смог создать независимые университеты.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.