Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гвидо д’Ареццо



Гвидо д’Ареццо

Гвидо д’Ареццо родился в 990 в итальянском городе Ареццо. В юности получил образование в бенедектинском1 монастыре Помпоза недалеко от Равенны. Он был очень способным от природы, во всех занятиях превосходил других, чем навлёк на себя их зависть. Из-за этого был вынужден перейти в другой монастырь в Ареццо, по названию которого получил своё прозвание «Аретинский».

Гвидо Аретинский был одним из самых ученых музыкантов своего времени. Он создал новую систему записи музыки, благодаря которой стало возможно точно записывать музыкальные звуки. Эта система дала возможность гораздо быстрее обучать певчих2, время их обучения сократилось в 5 раз. Система Гвидо Аретинского лежит в основе современной системы записи музыки.

Эти изобретения Гвидо Аретинского снова навлекли на него гонения. Но вскоре сам Папа римский Иоанн XIX убедился, что эта система значительно облегчает чтение мелодий.

Гвидо Аретинский был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием пения и музыкальной грамоты до самой своей смерти. Он умер 17 мая 1050 года в 95 лет.

Благодаря простой и удобной системе записи музыки Гвидо Аретинского нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка из монастырей распространилась во дворцы, а затем в театры, концертные залы и на городские площади. Она стала всеобщим достоянием.

Статуя Гвидо Аретинского поставлена во Флоренции неподалеку от галереи Уффици.

На доме, в котором родился Гвидо, есть мемориальная доска. На ней изображены изобретённые им квадратные ноты.

Его именем назван Международный конкурс хоровых коллективов им. Гвидо д'Ареццо.

Историческая справка.

Знаете ли вы, кто и когда придумал ноты? Если вы - не профессиональный музыкант, либо не интересовались этим вопросом специально, - скорее всего, никогда об этом не задумывались.

А, между тем, почти современный вид нотного стана был изобретен монахом-бенедиктинцем и по совместительству учителем музыки Гвидо д`Ареццо в XI веке.

Однажды ему надоело “на пальцах” объяснять своим ученикам - певчим церковного хора, как именно должны звучать гимны католической мессы, и он изложил простейшие истины в сокращенном виде молитвы к Иоанну Крестителю о сохранении чистоты голоса.

Выглядело это как 6 значков-нот на 5 линейках. Первая нота впоследствии была заменена на более удобную для исполнения, а седьмая появилась позднее. Но главное - принцип написания (более высокая нота расположена на нотномстане выше) - сохранился до наших дней. А название “nota” по латыни означает “знак” или “запись”.

Благодаря наглядности, этот прием помог Гвидо существенно сократить срок
обучения певчих, раньше овладение азами занимало более 10 (!) лет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.