Третий комплекс
Третий комплекс
1. «Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1-5,5-10.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
| 3. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
| 2. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
| 4. «Индюк»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
| 5. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
| 7. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
- Кончик языка не должен загибаться внутрь.
- Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
| 6. «Пощелкать кончиком языка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем его вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Если у ребенка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
| |
|