№
| Критерии
| Баллы
| Показатели
|
1.
| Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.
|
| 2 балла –учитель понимает логику развёртывания учебных задач, обеспечивающих изучение предмета, грамотно выделяет приоритеты изучения раздела и задачи конкретного урока.
1 балл –учитель четко выделяет задачи конкретного урока, но не может определить его место в логике изучения предмета.
0 баллов –учитель конкретизировать задачи изучения темы.
|
2.
| Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.
|
| 2 балла –четко формулирует сущностные характеристики изучаемого понятия, выделяет совместно с учащимися и моделирует общий способ действия, осваиваемый на уроке.
1 балл –сущностные характеристики частично представлены, общий способ действия назван.
0 баллов –сущностные характеристики понятия предлагаются с нарушением принципа научности, не выявляется общий способ действия.
|
3.
| Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).
|
| 2 балла –тип урока определен с учетом формируемого общего способа действия, места урока в изучаемом разделе.
1 балл –частично учтен формируемый способ действия и место урока в разделе.
0 баллов –при определении типа урока не учитывался общий способ действий и место урока в теме.
|
4.
| Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.
|
| 2 балла –формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов соответствуют ФГОС НОО (в частности 2-ому разделу ООП НОО образовательного учреждения). Способы достижения перечисленных результатов прослеживаются в ходе урока.
1 балл –формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов произвольны не всегда совпадают со вторым разделом ООП НОО образовательного учреждения.
0 баллов –способы достижения результатов формальны.
|
5.
| Анализ уроков различного типа
|
| |
5.1.
| Урок постановки и решения учебной задачи
|
| |
5.1.1.
| Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.
|
| 2 балла –повторение базовых понятий и известных способов действий, позволяет выйти на постановку учебной задачи.
1 балл –базовые понятия определены верно, но повторение не связано с постановкой учебной задачи.
0 баллов – показатель не выражен.
|
5.1.2.
| Способы постановки учебной задачи.
|
| 2 балла –учебная задача ставится на основе «разрыва» (знаю – не знаю).
1 балл –предложенные задания не позволяют учащимся выявить своё незнание, тема и цели формулируют учащиеся, но формально.
0 баллов –тему и цели формулирует учитель или тема и цель не озвучиваются.
|
5.1.3.
| Принятие учебной задачи учащимися.
|
| 2 балла –учебная задача принята учащимися. Получен желаемый ответ ученика: «Я не могу этого сделать, потому что…»
1 балл –учебная задачачастично принята учащимися.
0 баллов –задача не принята учащимися.
|
5.1.4.
| Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.
|
| 2 балла –этап постановки учебной задачи создал положительную мотивацию и активизировал учащихся на этапе ее решения.
1 балл –частично повлиял на этап решения учебной задачи.
0 баллов –не повлиял на этап решения учебной задачи.
|
5.1.5.
| Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.
|
| 2 балла –общий способ действия выявлен в коллективно-распределенной деятельности и четко сформулирован.
1 балл –общий способ действия четко сформулирован.
0 баллов –общий способ действия не выявлен.
|
5.1.6.
| Создание условий для моделирования и преобразования модели.
|
| 2 балла –сущностные характеристики понятия и/или общий способ действия зафиксированы с помощью моделирования в коллективно-распределенной деятельности.
1 балл –модель предложена учителем.
0 баллов –моделирование и преобразование модели не используются на уроке.
|
5.2.
| Урок решения частных задач с применением открытого способа
|
| |
5.2.1.
| Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.
|
| 2 балла –в предъявлении частных задач присутствует логика, задачи предоставляют возможность для формирования личностных, познавательных, коммуникативных УУД, частные задачи раскрывают различные аспекты общего способа действий.
1 балл –в предъявлении частных задач отсутствует логика или недостаточное внимание уделяется формированию УУД.
0 баллов –частные задачи не способствуют освоению общего способа действий.
|
5.2.2.
| Уровень задач с точки зрения предметного содержания.
|
| 2 балла –в полной мере соблюдаются принципы научности и доступности в предъявлении материала, объем материала оптимален.
1 балл –недостаточен объем материала, допущены незначительные фактические ошибки.
0 баллов –нарушен принцип научности.
|
5.2.3.
| Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).
|
| 2 балла –учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность на протяжении всего урока. Ученики контролировали не только результат, но и процесс выполнения действия. Контроль осуществлялся в начале, в процессе и после окончания действия.
1 балл –присутствуют элементы контрольно-оценочной деятельности, но контроль чаще осуществляется после окончания действия, оценивается результат.
0 баллов –контроль и оценку осуществляет учитель.
|
5.2.4.
| Создание условий для моделирования и преобразования модели.
|
| 2 балла –в ходе освоения общего способа действия используется модель,используется преобразование модели в коллективно-распределенной деятельности.
1 балл –модель воспроизводится, но не используется в ходе освоения общего способа действия.
0 баллов –моделирование и преобразование модели не используются на уроке.
|
5.3.
| Урок контроля и оценки.
|
| |
5.3.1.
| Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).
|
| 2 балла –учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность на протяжении всего урока. Ученики контролировали не только результат, но и процесс выполнения действия. Контроль осуществлялся в начале, в процессе и после окончания действия.
1 балл –присутствуют элементы контрольно-оценочной деятельности, но контроль чаще осуществляется после окончания действия, оценивается результат.
0 баллов –контроль и оценку осуществляет учитель.
|
5.3.2.
| Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
|
| 2 балла –контрольно-оценочная деятельность учащихся направлена на анализ причин ошибок и определение путей их преодоления.
1 балл –частично осуществляется анализ причин ошибок.
0 баллов –работа над ошибками проводится формально.
|
6.
| Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.
|
| 2 балла –взаимодействие на уроке было организовано на различных уровнях – учитель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик.
1 балл –взаимодействие на уроке было организовано на разных уровнях.
0 баллов –коллективно-распределенная деятельность подменялась автономно-индивидуальной.
|
7.
| Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:
¾ умение детей работа в парах;
¾ умение детей работать в группах;
¾ умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.
|
| 2 балла –в общении преобладает сотрудничество, высокий процент включенности детей в учебную деятельность.
1 балл –в коллективно-распределенной деятельности присутствует соперничество, остро стоит проблема лидеров и аутсайдеров.
0 баллов –преобладает фронтальная форма работы.
|
8.
| Общая характеристика общения.
|
| 2 балла –преобладают позитивные стороны поведения класса, сформированы сдерживающие начала во внешнем поведении учащихся (саморегуляция).
1 балл –недостаточно сформированы сдерживающие начала во внешнем поведении учащихся.
0 баллов –преобладают негативные стороны поведения учащихся.
|
9.
| Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
|
| 2 балла –реализовывалась междисциплинарная программа «Чтение: работа с информацией».
1 балл – программа реализовывалась частично.
0 баллов –информация предъявлялась в готовом виде.
|
10.
| Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.
|
| 2 балла –реализовывалась междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности учащихся».
1 балл – программа реализовывалась частично.
0 баллов –использование учащимися ИКТ не требовалось.
|
11.
| Создание условий для формирования личностных УУД.
|
| 2 балла –на уроке были созданы условия для формирования действий самоопределения, смыслообразования и/или нравственно-этического оценивания.
1 балл –условия были созданы частично.
0 баллов –условия не были созданы.
|
|