|
|||
Что такое хорошо и что такое плохо?"Что такое хорошо и что такое плохо?" Крошка сын, к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо, и что такое плохо? - У меня секретов нет, - слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. - Если ветер, крыши рвет, если град загрохал, - каждый знает - это вот, для прогулок плохо. Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это - плохо очень, для ребячьей кожицы. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо. Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку. Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! - Этот мальчик так хорош, загляденье просто! Если ты порвал подряд, книжицу и мячик, октябрята говорят: - плоховатый мальчик. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: - он хороший мальчик. От вороны, карапуз, убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо. Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится. Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: - он плохой, неряха. Этот чистит валенки, моет сам галоши. Он хотя и маленький, но вполне хороший. Помни это каждый сын. Знай любой ребенок: - вырастет из сына cвин, если сын - свиненок, Мальчик радостный пошел, и решила кроха: -"Буду делать хорошо, и не буду - плохо". Анализ стихотворения В. Маяковского Главная цель и задача детской литературы – сформировать у ребенка понятия о природе, семье, ценностях, правилах поведения и о том, что такое хорошо, что такое плохо. Маяковский дает ответ на этот вопрос, противопоставляя понятия «хорошо» и «плохо». Аналогичным приемом контраста написано также стихотворение 1925 г. "Гуляем", которое носит дидактический характер В стихотворении"Что такое хорошо и что такое плохо?" рассказ ведется от лица отца, который отвечает сыну на вопрос. Возможно, такой лирический герой выбран по той причине, что ребенок всегда поверит быстрее папе, чем постороннему человеку. Начало очень продумано: повествование следует выстроить таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, поэтому известно, что поэт многократно менял некоторые строки. В начале стихотворениявстречаем аллитерацию: подбор согласных «г» и «р», которые имитирует начало грозы – время, не подходящее для прогулок. Дальше на противопоставлении раскрывается, кто поступает правильно, а кто - нет. Далее подбираются автором такие жизненные примеры, чтобы соединить мораль с жизненным событием: От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо. Аналогично составляются и другие строфы,где постоянно встречаются противопоставления: мальчик -грязнуля и чистюля, рваный мяч и книжица в руках хорошего малыша. Если «сын чернее ночи» или «в грязь залез и рад», то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог здоровья. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок», а «также чистит валенки и моет сам калоши», то «он хотя и маленький, но вполне хороший». Также хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой», который бьет слабого, или «просто трусом». Даже тот, кто с вершок, должен быть храбрым. Стихотворение состоит из четверостиший, в каждом употребляются слово "хорошо" и "плохо", мораль раскрывается при помощи жизненных ситуаций и дается определение, кого считать плохим, а кого- хорошим. Показано, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, правдив, что отражено в строчках про ворону и карапуза, книжицу и мячик. При этом повествование от лица отца ведется в спокойной манере. В конце стихотворения речь отца подводит малыша к мысли, как надо поступать, на что и рассчитывал автор стихотворения. Именно поэтому окраска концовки сменяется на приподнятую, появляются глаголы повелительного наклонения "знай", "помни", местоимения обобщенного характера "любой", "каждый". И за всем этим следует такойже эмоциональный ответ малыша: Буду делать хорошо, и не буду плохо. С помощью этого стихотворения легко объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях. Как мы видим, в стихотворении В. Маяковсого"Что такое хорошо и что такое плохо?" прослеживается далекое советское время, когда нужен был своеобразный образец для поведения, идеал хорошего ребенка, на которого пожелали бы походить другие малыши.
|
|||
|