|
||||||||||||||
Теоретический блокСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Теоретический блок Тема занятия: Музейно-педагогические программы «Предметный мир культуры», «Здравствуй, музей!» Цель занятия – познакомить студентов с музейными программами нашего города. Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования. Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и народного образования для формирования гармонической личности — эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности. Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмотренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образовательной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования. Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они решают целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения знаний о специфике и истории изобразительного искусства и развития способности его интерпретировать. Соответственно музейно-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрести следующие навыки и умения: — развитого визуального мышления; — интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации; — изложения самостоятельных суждений; — осмысления художественных достижений общества; — творчески-активного отношения к окружающему миру. Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогический процесс в музее строится по законам искусства и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется: — целью создания программы и ее задачами; — адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана); — содержанием программы; — формами, средствами и методическими приемами, предлагаемыми для реализации программы; — сроками осуществления программы; — результативностью и оценкой эффективности. Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, служат обоснованием инновационной образовательной практики музея. Рассмотрим две широко используемые в современной образовательной практике музейно-педагогические программы, которые имеют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации.
|
||||||||||||||
|