|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 10. ЛЕКЦИЯЗАНЯТИЕ 10. ЛЕКЦИЯ Тема 2.4 Гидравлические схемы
Узловые вопросы лекции:
2.4.1 Чтение гидравлических схем. 2.4.2 Условные обозначения на гидравлических схемах. 2.4.3 Схемы гидроприводов горных машин. 2.4.4 Способы регулирования гидропривода. 2.4.1 Чтение гидравлических схем
В технической документации для объяснения принципа работы гидроприводов приводятся их схемы. Под схемой понимают графическое изображение совокупности элементов, входящих в состав гидропривода и линий связи между ними, которые изображаются в виде условных графических обозначений. Условные графические обозначения стандартизированы и обязательны для применения при разработке как проектно-конструкторской, так и эксплуатационной документации. Каждый элемент, входящий в гидравлическую схему, имеет буквенное и порядковое обозначения. Буквенное обозначение представляет собой сокращенное наименование элемента, составленное из его начальных или характерных букв, например: К — клапан; Др — дроссель. Основные правила чтения принципиальных гидравлических схем. Все распределители изображаются в исходной позиции, к которой подведены линии связи; для того чтобы представить действие распределителя в другом положений, необходимо мысленно передвинуть квадратик на место исходного положения, оставляя линии связи в прежнем положении. Положения распределителей обозначают цифрами или буквами, обычно начальными от слов, обозначающих наименования положений (В — верх, Н — низ, С — среднее).
2.4.2 Условные обозначения на гидравлических схемах.
Основные графические условные обозначения, применяемые при начертании схем гидроприводов, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Условные обозначения в гидравлических схемах
2.4.3 Схемы гидроприводов горных машин
По виду циркуляции рабочей жидкости гидророприводы делятся на гидроприводы с разомкнутой и замкнутой циркуляцией. В гидроприводах с разомкнутой циркуляцией рабочая жидкость после прохождения через двигатель сливается в гидробак, откуда по всасывающей линии засасывается насосом и подается в напорную магистраль. Схема гидропривода с разомкнутой циркуляцией приведена на рисунке 2.34. Рисунок 2.34 - Схема гидропривода с разомкнутой циркуляцией
От насоса 1 жидкость поступает в гидроцилиндры 2, направление движения которых зависит от положения распределителя 3. Цилиндры удерживаются в заданном положении гидрозамками 4, обратные клапаны которых запирают полости цилиндров. При превышении давления в системе срабатывает предохранительный клапан и рабочая жидкость сливается в гидробак. Преимущества гидроприводов с разомкнутой циркуляцией — хорошие условия охлаждения рабочей жидкости и возможность работы нескольких гидродвигателей от одного насоса. Недостатки — большие габариты и масса гидропривода из-за наличия гидробака, а также возможность попадания загрязняющих частиц в рабочую жидкость через гидробак. В гидроприводах с замкнутой циркуляцией жидкость после прохождения через гидродвигатель возвращается непосредственно в насос не сливаясь в гидробак. Схема гидропривода с замкнутой циркуляцией приведена на рисунке 2.35. Рисунок 2.35 - Схема гидропривода с замкнутой циркуляцией
Основные преимущества гидроприводов с замкнутой циркуляцией — сравнительно небольшие габариты и хорошие условия защиты рабочей жидкости от попадания в нее загрязняющих частиц из внешней среды. Существенный их недостаток — быстрый нагрев рабочей жидкости и необходимость применения индивидуального насоса для каждого гидродвигателя.
2.4.4 Способы регулирования гидропривода
Теоретически определено, что изменение частоты вращения гидромотора возможно при изменении расхода. Изменение расхода можно получить двумя способами: 1) изменением параметров насоса и гидромотора; 2) изменением параметров гидросистемы. Регулирование путем изменения параметров насоса или гидромотора называется объемным или машинным регулированием. Этот вид регулирования возможен только тогда, когда насос или гидромотор являются регулируемыми. Схемы гидропривода с регулируемым насосом и гидромотором приведены на рисунке 2.36. Схема гидропривода с регулируемым насосом Схема гидропривода с регулируемым гидромотором Рисунок 2.36 – Схемы машинного регулирования
Регулирование путем изменения параметров гидросистемы – это изменение гидравлического сопротивления линии питания гидромотора с отводом части подачи насоса в бак. Такое регулирование называется дроссельным. Различают три вида включения дросселя: с дросселем в напорной магистрали, с дросселем в сливной магистрали, с параллельным включение дросселя. Регулирование с дросселем в напорной магистрали Схема регулирования приведена на рисунке 2.37 Рисунок 2.37 - Схема регулирования гидропривода с дросселем в напорной магистрали
В гидроприводах с дросселем в напорной магистрали жидкость из бака Б1 посредством насоса H1 подается в напорную магистраль и далее через дроссель Д1 и распределитель Р1 поступает в одну из полостей силового цилиндра Ц1. Количество жидкости, поступающей в полости цилиндра из магистрали, зависит от величины проходного сечения дросселя, но поскольку количество жидкости, подаваемой насосом в магистраль, неизменно, для поддержания постоянного давления в магистрали перед дросселем установлен предохранительный клапан К1, который открывается при увеличении давления жидкости сверх допустимого и лишняя жидкость сливается в бак Б1. Регулирование с дросселем в сливной магистрали Схема регулирования приведена на рисунке 2.38 Рисунок 2.38 - Схема регулирования гидропривода с дросселем в сливной магистрали
Схема гидропривода с дросселем в сливной магистрали отличается от предыдущей схемы тем, что дроссель Д2 устанавливается в сливной магистрали гидроцилиндра Ц2. Преимущество рассматриваемой схемы заключается в том, что при совпадении направления действия нагрузки с направлением движения поршня разрыва потока жидкости в гидроцилиндре не произойдет, так как увеличению скорости препятствует сопротивление дросселя, через который «продавливается» жидкость на слив. Кроме того, тепло, выделяющееся при прохождении жидкости через дроссель, отводится в бак, не попадая в гидроцилиндр.
Дроссельное регулирование параллельно гидродвигателю Схема регулирования приведена на рисунке 2.39 Рисунок 2.39 - Дроссельное регулирование параллельно гидродвигателю
В гидроприводе с дросселем, установленном параллельно гидродвигателем, жидкость, нагнетаемая насос НЗ в систему, разделяется на два потока. Один поток проходит через дроссель ДЗ, другой - через гидроцилиндр ЦЗ. Скорость движения поршня зависит от количества жидкости, попадающей в полость гидроцилиндра. При полностью закрытом дросселе ДЗ весь поток жидкости проходит через гидроцилиндр, и скорость поршня будет максимальной. По мере открытия дросселя часть потока будет отводиться в бак, а скорость поршня в гидроцилиндре будет уменьшаться. При полностью открытом дросселе вся подача насоса будет идти на слив, минуя гидроцилиндр, и скорость поршня в этом случае будет равна нулю. Предохранительный клапан КЗ срабатывает только при увеличении давления в системе сверх допустимого.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Рисунок 2.40 – Схема гидропривода бурового станка СБУ
Вернутся в рабочую программу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|