|
|||
Тема. Введение в дисциплину «История»Тема. Введение в дисциплину «История» 1. Понятие истории 2. Предмет, содержание и особенности изучения курса «История»
1. Понятие истории История (в пер. с греч. ἱστορία - расспрашивание, исследование) - наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Геродот (484-425 гг. до н. э.), живший в Древней Греции в V в. до н.э. большинством историков считается «отцом» этой науки: Геродот из Галикарнасса собрал и записал сведения в свою «Историю», чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия. Наука, изучающая саму науку историю называется историографией. Девиз науки: лат. Historia est magistra vitae - «История - наставница жизни». Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
2. Предмет, содержание и особенности изучения курса «История» Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития России как части мирового процесса истории человечества. История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. В XIX – XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы. Существует 3 подхода к изучению истории: - религиозный; - формационный; - цивилизационный. Религиозный подход – долгое время в истории главное внимание обращалось на правление монархов, крупные войны, события религиозной жизни. Формационный подход (К. Маркс) – человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от стадии к стадии происходит через социальную революцию. Цивилизационный подход (Д. Белл «Теория трех стадий») – каждое общество последовательно и постепенно проходит 3 стадии развития: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.), облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Историки выделяют 3 типа цивилизаций: непрогрессивный; циклический (восточный); прогрессивный (западный). С позиции цивилизационного подхода Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному вариантам. Это место России в системе мировых цивилизаций определило самобытность отечественной истории, которая проявилась в таких факторах, как: географический, колонизация, гипертрофированная роль государства, особенности российских реформ («путь догоняющего развития»), важная роль и место сословного строя и др. особенности развития России необходимо учитывать, чтобы извлечь исторический опыт для рациональной деятельности в современных условиях. Ставя перед собой задачу всестороннего освоения истории необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории: объективность; историзм; социальный подход; всесторонность изучения проблемы. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества. Методы изучения истории: хронологический; хронологически-проблемный; проблемно-хронологический; метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; статистический; метод социологических исследований. Хронологический метод состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам. Проблемно-хронологический метод применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Метол периодизации основан на том, что общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Сравнительно-исторический метод основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Ретроспективный метод основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой, что дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников. Статистический метод состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные. Метод социологических исследований применяется при изучении современности, он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др. Функции исторического знания: познавательная; практико-политическая; мировоззренческая; воспитательная. Познавательная функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов. Практико-политическая функция, выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Воспитательная функция состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы. Классики отечественной исторической науки: Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 т.), Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), Василий Осипович Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.).
Вопросы и задания: 1. Что означает понятие «история»? Кого считают «отцом истории»? Какое краткое определение истории дали древние римляне? Для чего необходимо знать историю? 2. Какими основными источниками пользуются в познании истории? Каких русских историков вы знаете? 3. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций вы знаете? К какому типу цивилизаций относится Россия и почему? 4. Работа с документами: Прочитайте документы и ответьте на вопросы. 1) Н.М. Карамзин История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей… Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. (История Отечества в литературе, XIXвек: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шестаков. М., 1991. С. 125-126) Вопрос: В чем видел Николай Михайлович Карамзин значение исторического опыта для правителей и для рядовых граждан? 2) С.М. Соловьев Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в настоящее время… (Соловьев С.М. Соч. в 18 кн. Кн. 1-я. М., 1988. С. 51) Вопрос: Какой подход к изучению истории автор считает определяющим и какова в этом роль историка? 3) Ф.И. Тютчев Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и писем в 6 т. Т. 2. М., 2003. С. 165) Вопрос: Сохраняет ли в настоящее время свое значение данная характеристика своеобразия России? 4) В.О. Ключевский Человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие… Бесконечное разнообразие союзов, из которых слагается человеческое общество, происходит от того, что основные элементы общежития в разных местах и в разные времена являются не в одинаковом подборе, приходят в различные сочетания, а разнообразие этих сочетаний создается в свою очередь не только количеством и подбором составных частей, большей или меньшей сложностью людских союзов, но и различным соотношением одних и тех же элементов, например, преобладанием одного из них над другим. (В.О. Ключевский. О русской истории (Сб.) / Сост. В.В. Артемов. М., 1993. с. 6) Вопросы: Каковы причины исторического развития по Ключевскому? Как, по-вашему, влияют указанные историком факторы на общество и повседневную жизнь людей?
|
|||
|