Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Многовариантность общественного развития (типы обществ)



Многовариантность общественного развития (типы обществ)

 

Типология общества

 

1. Выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. У Платона, Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

2. Различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытнообщинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

 

Подходы к рассмотрению процессов развития общества

 

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, К. Маркса и других.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер . В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и другие.

3. Нелинейное развитие общества. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др.

 

Классификации (типологии) обществ:

 

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

 

Формационный подход к изучению общества (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства). Тип надстройки определяется характером базиса, представляет основу формации. Данный подход понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций: 1. Первичная – первобытнообщинный строй. 2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная. 3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза – социализм).

 

Цивилизационный подход к анализу общественного развития

 

Цивилизация – определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер ); ступень исторического развития (Л. Морган, О. Тоффлер ); синоним культуры (А. Тойнби ); уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

 

В современной теории цивилизации выделяются два подхода:

А) Локальный подход

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития. А. Тойнби насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

 

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

Подсистемы:

* Культурно-психологическая – культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей.

* Политическая – обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.

* Экономическая – производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т. д.

* Биосоциальная – семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.

Линии сравнения западной и восточной цивилизаций:

а) особенности восприятия мира;

б) отношение к природе;

в) соотношение личности и общества;

г) отношения власти;

д) отношения собственности.

Б) Стадиальный подход. Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии

 

Теория стадий экономического роста (концепция У. Ростоу)

 

1. традиционное общество – все общества до капитализма, характеризующиеся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

2. переходное общество , совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

3. «период сдвига» – промышленные революции и начало индустриализации;

4. «период зрелости» – завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;

5. «эра высокого уровня массового потребления».

* Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ (концепция Р. Арона, Д. Белла, А. Тоффлера , основанная на технологическом детерминизме).

1. Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное) – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанное на традициях. Характерные признаки: традиционная экономика; преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; высокая рождаемость; низкая ожидаемая продолжительность жизни; низкие темпы развития производства, естественное разделение и специализация труда. Преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. Общественный уклад характеризуется жесткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило, по праву рождения). Для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов иерархических структур (государства, клана и пр.) над частными; ценится место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Традиционные общества, как правило, авторитарны.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется главным образом с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа. Модернизация – целостное обновление общества; признает главной закономерностью общественного развития постоянное изменение и усложнение социальных, политических, экономических и культурных структур и их функций в соответствии с требованием рационального и эффективного функционирования общества.

2. Индустриальное общество (промышленное) – тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Оно возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. Для нее характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокая мобильность и урбанизация, возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Отличительные черты: 1) изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве и рост доли занятых в промышленности и сфере услуг; 2) интенсивная урбанизация ; 3) возникновение нации-государства , организованной на основе общего языка и культуры; 4) образовательная (культурная ) революция; 5) политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права); 6) рост уровня потребления (господствует массовое производство и потребление); 7) изменение структуры рабочего и свободного времени; 8) изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп). Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений.

3. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас ). Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Отличительные черты постиндустриального общества: 1) переход от производства товаров к экономике услуг; 2) возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; 3) главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; 4) контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; 5) принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако как основа разделения людей на классы, слои собственность теряет свое значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

 

Основные направления оценки будущего развития человеческого общества:

 

Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли.

Технооптимизм предполагает, что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире; неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Темпы глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций; глобализация финансовых рынков; глобализация миграционных процессов; мгновенное перемещение информации; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

 

Последствия процесса глобализации

 

* Позитивные: стимулирующее влияние на экономику; сближение государств; стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике; возникновение социокультурного единства человечества.

* Негативные: насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития отечественного производства; игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран; навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества; оформление идеи соперничества; утрата каких-то специфических черт национальных культур.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.