Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политический маркетинг



 

 

Политический маркетинг

Успех разных типов политических лидеров зависит не только от эффективной реализации ими своих функций, но и от продуманного и целенаправленного использования возможностей политического маркетинга, который зачастую и востребует тот или иной тип политического лидера в конкретной политической ситуации.

Политика в современном мире — это рынок товаров и услуг, действительно напоминающий экономический рынок. Пото­му политический лидер, если он стремится к успеху, должен учиты­вать этот факт.

Политический рынок — это конкурентное пространство, на котором происходит обмен политических товаров и услуг на голоса избирателей, лояльность и поддержку граждан.

Правда, политику можно рассматривать как рынок только тогда, когда у потребителя есть возможность свободного альтернативного выбоpa между конкурирующими предложениями.

В итоге, тот политик, который лучше представит себя электорату и займёт позицию лидера. В коммерческой сфере победе в конкурентной борьбе способствует маркетинг, который в демократических условиях борьбы за власть не мог не переместится и на политический рынок.

Политический маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с це­лью обеспечения поддержки граждан.

Политический маркетинг применяется на всём пространстве взаимодействия политической власти и общества. Однако приоритет­ная сфера его использования - это избирательные кампании. Действительно, сегодня именно выборы являются тем трамплином, ко­торый помогает политику подняться к вершинам власти.

Применительно к институту лидерства в политическом марке­тинге выделяют ряд основных составляющих:

· определение целей кампании;

· исследование рынка;

· сегментирование рынка;

· позиционирование;

· формирование имиджа политика;

· реализация комплекса коммуникативных мероприятий.

Обратимся к краткой характеристике каждой из составляющих.

Любая политическая кампания предполагает, прежде всего, определение ее целей. Политический маркетинг и есть тот инструмент, кото­рый помогает политику добиваться различных целей.

Главными из которых является победа на выборах или вхождение в политическое сообщество, укрепление известности, расширение числа сторонников.

Исходя из данного выше определения политического маркетинга, технология исследования рынка предполагает информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей.

В рамках исследования политического рынка можно выделить два направления:

• сбор количественной информации - численность возможных сторонников и их социально-групповые характеристики; перечень наибо­лее влиятельных (в ракурсе публичной политики) лиц и обществен­ных организаций; динамика распределения голосов на предшествующих выборах и т.д.;          

• сбор качественной информации - выявление проблем, тревожащих
граждан, и их иерархия; сведения о соперниках; определение сте­пени доверия политическому лидеру и его конкурентам; выявление параметров образа «идеального политика», а также электоральных предпочтений граждан и др.

Полученная информация позволяет ясно увидеть, что люди не представляют собой некую од­нородную массу. Наоборот, это множество индивидов, различающихся по своим убеждениям, ценностным ориентациям, предпочтениям, интересам и т.п. Совершенно ясно, что одни и те же качества политического лидера не могут быть в равной мepe привлекательными сразу для всех. Разнообразные качества политического деятеля могут импонировать одной группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе полученной информации осуществляется сегментирование рынка, т.е. выделение групп населения (сегментов), ведущих себя одинаково по отношению к «товару» (политическому лидеру).

В политическом маркетинге используются различные критерии сегментирования и их комбинации. В зависимости от степени под­держки политика можно выделить следующие группы:

• активно поддерживающие - это те приверженцы политического
лидера, которые всегда поддерживают его действия. Если выразить­
ся в терминах коммерческого маркетинга, в данном случае «продукт
имеет постоянного покупателя»;

• пассивно поддерживающие - это те, кто симпатизирует политику, но воздерживается от активных действий в его поддержку;

• индифферентно настроенные - это те, кто не имеет устойчивых политических симпатий, слабо ориентируется в политической ситуа­ции. В период выборов, например, представители этой группы мо­гут принять решение о поддержке того или иного политика прямо в день голосования;

• негативно настроенные - это те, у кого сформировалось стойкое
предубеждение по отношению ко всем политикам, либо те, кто не видит ни одной политической силы, соответствующей их предпочтениям. Ориентация на данную группу, чьим запросам и ожиданиям не удовлетворяет ни один «товар», может служить объяснением неожиданного успеха в избирательных кампаниях малоизвестных политиков;

• сомневающиеся - это те, кто симпатизирует другому политику, но их предпочтения не отличаются твердой убежденностью;

• враждебно настроенные - это те, кто является преданными последователями другого политика и негативно относится к его соперникам.

Особенно важными для расширения поддержки политического лидера являются те группы, которые не определились с выбо­ром.

Далее организаторам кампании необходимо выбрать те группы, на которые в дальнейшем будет оказываться воздействие, т.е. целевые группы, и определить, какими параметрами будет обладать предлагаемый этим группам об­раз политика. Эта процедура и называется позиционированием.

Позиционирование позволяет:

• во-первых, избежать рассеивания информационного воздействия;

• во-вторых, предотвратить распыление ресурсов (временных, фи­нансовых, интеллектуальных, материально-технических), которые всегда ограничены.

Эта маркетинговая технология строится на том, что следует не только выбрать сегменты рынка, на которые будет оказываться воз­действие. Необходимо также четко определить, какого рода товар бу­дет им предложен, т.е. каковы должны быть параметры образа по­литика.

Характерной чертой современного стиля политической жизни является персонификация власти. Поэтому формирование имиджа политиче­ского лидера становится осью всей маркетинговой стратегии.

Имидж - это специально формируемый образ политика. Ядром имиджа является какая-либо основная черта, на которую при формировании имиджа накладываются и другие, дополняющие и усили­вающие ее.

В политологической литературе описываются различные типо­логии имиджей. Французский политолог Р.-Ж. Шварценберг выде­лил следующие типы политических имиджей.

1. «Спаситель Отечества» — такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. Приме­ром политика такого типа может быть Ш. де Голль.

2. «Отец нации» — авторитарный лидер, царь-батюшка, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, можно считать, были Ф. Миттеран и М. Тэтчер.

3. «Обаятельный лидер» — улыбчив, раскован, динамичен, пытает­ся не столько убедить в правоте своих идей, сколько понравиться. Здесь нельзя не вспомнить слова самого известного в мире имиджмейкера Жака Сегела, обращённые к претендентам на лидерство: «О вас будут судить больше по внешности, чем по уму». Пожалуй, первым таким политиком можно считать победившего на президентских выборах 1960 г. в США Дж. Кеннеди.

4. «Свойский мужик» — ничем не примечательный человек, волею судьбы оказавшийся на политическом Олимпе. Среди политиче­ских лидеров к таким нередко причисляют Дж. Картера.

При формировании имиджа политического лидера необходи­мо ориентироваться на предпочтения тех групп населения, которые в результате позиционирования были выбраны для последующего воздействия.

В определенной степени имидж лидера соответствует своему объекту и вместе с тем идеализирует его, либо гипертрофируя выигрышные черты, либо наделяя дополнительными. Важно, чтобы разрыв между реальной личностью и ее политическим имиджем был минимальным.

Имиджу политика потому и придается столь большое значение, что он является стержнем информационного воздействия на целевые группы. Осуществляется такое воздействие в рамках комплекса коммуникативных мероприятий, которые подчинены раскрытию сформированного имиджа. Все то, что делалось ранее, приобретает зримые формы.

Реализация комплекса коммуникативных мероприятий представля­ет собой деятельность по продвижению продукта (в нашем случае — имиджа политика) на рынок. Информация, которую необходимо до­нести до граждан, получает различное воплощение, и для ее трансля­ции используются различные каналы коммуникации.

При этом следует помнить о том, что у большинства избирателей нет ни желания, ни способностей разбираться в сколько-нибудь сложных, требующих умственного напряжения, концепциях. Избирателям важнее уловить главную направленность политических программ кандидатов, их «общий дух», а он скорее передаётся с помощью простейших однозначных формул (Г.Г. Дилигенский) или как говорил еще Никколо Макиавелли (1469 - 1527): «Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для вос­приятия должна быть твоя речь».

Гитлер продолжил эту мысль: «Чем скромнее ее (про­паганды) научный балласт, чем исключительнее она при­нимает во внимание только чувства массы, тем полнее успех».

Поэтому особое место среди информационных продуктов занимает и ло­зунг, или слоган, кампании, поскольку он отражает основную ее идею и входит во все информационные сообщения. Лозунг должен быть ярким, лаконичным, точным, уникальным.

В качестве примера можно привести удачно отражавший имидж политика лозунг Ф. Миттерана, который победил в 1981 г. на президентских выборах во Франции, - «Спокойная сила».

В целях реализации коммуникативных мероприятий осуществ­ляется создание и других информационных продуктов, характери­стики которых зависят от специфики используемого канала ком­муникации. В политическом плакате, который предполагается раз­местить на уличных щитах и который ориентирован на визуальное восприятие, главным становится изображение. Вербальная инфор­мация в этом случае должна быть сведена к минимуму. Листовки, распространяемые в публичных местах или через почтовые ящики, имеют меньший размер и позволяют разместить значительный объ­ем вербальной информации.

Важнейшим коммуникативным каналом в современных полити­ческих кампаниях является телевидение, поскольку оно:

• позволяет охватить очень широкую аудиторию;

• ориентировано на восприятие одновременно звуковой и визуальной
информации;

• создает эффект непосредственности общения;

•   транслирует не статическое, а динамическое изображение.

Учитывая это, «всякий ловкий политик, - как язвительно отме­тил один из специалистов, - выбирает себе место чуть левее правых и чуть правее левых - но всегда напротив телевизионной камеры».

Через этот канал информационное воздействие оказывается по­средством интервью, новостных репортажей, телевизионных роли­ков, рекламных телепередач, теледебатов.

Немаловажным коммуникативным каналом в современных полити­ческих кампаниях является и использование элементов шоу-бизнеса. Имеются в виду разного рода массовые увеселительные шествия, концертные программы и т.д. В России, по примеру других зарубежных стран, это средство воздействия на избирателей применяется достаточно широко и эффективно.

Несомненно, наряду с перечисленными средствами политической коммуникации, немаловажное значение имеет также пресса и радио.

Выявляя характеристики маркетинговых техно­логий в политике, не следует забывать, что лю­бая политическая кампания проводится в конкурентной среде, т.е. в условиях противоборства за право участвовать в реализации власт­ных полномочий. Соответственно, при организации и проведении современной политической кампании следует подготовить и реали­зовать не только мероприятия по продвижению имиджа политика. Необходимо также предпринимать усилия и по борьбе с соперниками. Речь идет об антимаркетинге, т.е. деятельности, направленной на дискредитацию конкурентов. Эта относительно самостоятельная со­ставляющая политической кампании выстраивается в соответствии с той же логикой, что и основная стратегия.

Объектом негативного освещения становятся факты биографии политика, его внешность, политическая программа, публичные вы­ступления, прежняя политическая деятельность, ближайшее окру­жение и т.д. Главная цель проводимых мероприятий - формирование негативного общественного мнения в отношении конкурента и победа над ним.

Сэмюэл Клеменс (1835 - 1910), который бал­лотировался в губернаторы одного из американских штатов и против которого был применен «принцип театрализованной дискредитации», довольно удачно подметил и, владея пером, ярко описал антимаркетинговый «звездный ход» своих недругов: «Бесстыдная травля, которой подвергли меня враж­дебные партии, достигла наивысшей точки: по чьему-то наущению во время предвыборного собрания девять ма­лышей всех цветов кожи и в самых разнообразных лох­мотьях вскарабкались на трибуну и, цепляясь за мои ноги, стали кричать: «Папочка, зачем ты нас бросил?!» Понятно, что губернатором этот претендент не стал. И, слава Богу! Ведь писательский псевдоним незадач­ливого кандидата — Марк Твен.

Реализация антимаркетинга в различных политических кампаниях позволяет утверждать, что эта деятельность является эффективным средством борьбы с политическими противниками, в том числе и в России.

Ярким примером такой деятельности служит, развёрнутая накануне президентских выборов 2000 года в России кампания по дискредитации Евгения Примакова, основного конкурента Владимира Путина, которого СМИ представляли больным, немощным человеком, сравнивая с поздним Брежневым. В результате из всесильного героя, спасающего страну, он превратился в простого смертного, подверженного физическим недугам, а такому человеку опасно доверять власть. В результате Примаков, как вы помните, выборы проиграл.

Деятельность, направленная на дискредитацию соперников, требует поистине ювелирной работы. Следует учитывать тот факт,  что хотя граждане и восприимчивы к нелицеприятной информации о политиках, использоваться эта информация должна в дели­катной форме: «в качестве хирургического инструмента, а не кузнечного молота». В противном случае она может вызвать эффект отторжения.

В заключение отметим, что осуществление маркетинговых мероприятий в демократических условиях – это один из ключевых способов достижения лидером политического успеха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.