|
|||
Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-11е классыЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-11е классы Задание 1.(5 баллов) Расставьте ударение в словах: Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство. Задание 2. (5 баллов) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение): Медведь, очки, петух, печаль, председатель, работа, сейчас, созерцать, уважать, урожай Задание 3.(8 баллов)От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».
Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение: адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный. Задание 5.(8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова: Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться. Задание 6.(12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов? Не внемлют! Видят – и не знают! Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.
Задание 9.(12 баллов) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы? Задание 10.(4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста: Тихо в чаще можжевеля по обрыву Задание 11. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:
Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения «Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»
Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка. Тютька (местн.) – пташка, пичужка. Ступни (местн.) – лапти. Максимально – 95 баллов
|
|||
|