|
|||
г. (пятница)09.10.2020г. (пятница)
Дисциплина: Основы материаловедения Группа: № 82 Урок № 5 Тема: Лен. Первичная обработка, физико-химические свойства. Цели: 1. Изучить общие понятия о льне, его строении, физико-химических свойствах, химический состав. 2. Умение выделить главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. 3. Воспитание у студентов познавательного интереса к изучаемому материалу, увлеченности, понимания важности и практической значимости изучаемого материала. Литература: Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова. – 7-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
Материалы урока: Изучить теоретический материал: Лен – лубяными называют волокна, залегающие в стеблях или листьях растений. К стеблевым волокнам относятся лен, рами, пенька, джут, кенаф. К листовым – манильская пенька, сизаль. Наиболее ценное волокно льняное, оно отличается высокой прочностью, гибкостью и хорошими сорбционными свойствами, изделия из льна в результате химического облагораживания приобретают мягкость и белизну. В настоящее время резко возрос спрос на изделия из льна в смеси с химическими волокнами. Ткани имеют хорошие потребительские свойства: высокая носкость, несминаемость, гигроскопичность, устойчивость к загрязнению. Известно около 300 видов льна: это однолетний и многолетний, одностебельный и кустарниковый, прямостойкий, стелющийся, яровой и озимый. Наибольшее распространение получили лен – долгунец, лен – кудряш, лен –межсумок. По выходу волокна наилучший лен – долгунец. Лен – кудряш и лен – межсумок высевают для получения масляничных семян. Лен – распространенная культура, его выращивают: Архангельская, Смоленская, Вологодская, Псковская области, Сибирь, Прибалтика, Украина, Беларусь, Польша, Румыния, Чехия, Бельгия, Франция, Нидерланды. Лен высевают весной, когда почва прогрета до 7-8 градусов. Через 12 недель после посева стебли приобретают светло-желтую окраску, а в стебле заканчивается образование пучков волокон, семена успевают полностью сформироваться. Первичная обработка: 1. Теребление – это выдергивание стеблей из почвы, чтобы не нарушить длину волокна. 2. Связывание стеблей в снопы, сушка их в поле, затем отделение семенных коробочек, остается продукт – льняная солома. 3. Мочка льна для разрушения пектиновых (клеящих) веществ – получают тресту. 4. Сушка тресты до влажности 10-16%. 5. Тресту мнут на мяльных машинах, где древесная часть стеблей раздавливается и ломается, часть изломанной древесины называется кострой выпадает. 6. Трепание льна с целью очистки его от костры и разделение волокнистых пучков на более тонкие технические волокна. Свойства: 1.Химический состав - 80% целлюлоза и 20% примеси жировые, воскообразные, красящие и минеральные и 5% лигнина – он придает волокнам жесткость. 2.Цвет – от светло-серого до темно-серого, обладает характерным блеском, т.к. имеет гладкую поверхность. Прочность в 3-5 раз превосходит хлопок, остаточная деформация составляет около 60-70%, этим объясняется большая сминаемость тканей. 3.Гигроскопичность – 12% при нормальных условиях. Впитывает быстро и отдает влагу, высокая теплопроводность, поэтому на ощупь волокна льна всегда прохладные (для летней одежды). 4.Действие кислот и щелочей – аналогично действию на хлопок, труднее окрашивается и труднее отбеливается, чем хлопок, это объясняется интенсивной природной окраской и строением. Эффект мерсеризации в волокнах менее заметен, т.к. волокна имеют природный блеск. При кипячении в мыльно-содовых растворах происходит растворение пектиновых веществ, волокна становятся светлее, мягче, снижается прочность технических волокон. 5.Действие светопогоды – в течение 990час. прочность снижается на 50%. 6.Горение – горит также, как хлопок.
Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы: 1. Какой химический состав льна? 2. Чем отличается лён-долгунец от льна-межсумок? 3. Почему льняные ткани нельзя использовать для зимней одежды?
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать Елене Анатольевне.
|
|||
|