|
|||
Основная часть
Занятие творческого объединения « Природа родного края» ДТДЮ Руководитель: Храмцова Лилия Николаевна Раздел: Воздух. Вода в природе родного края. 1год обучения. Занятие № 10 Тема: Исследование свойств воздуха и воды в домашних условиях. Основная часть Экспериментальная природознайка для юных биологов . Как вы думаете, что такое вода? 1.Возьмите 2 пустых стаканчика. В один из них налейте воды и попробуйте перелить в другой. Правда, не сложно? Вода льется, как компот, молоко, чай и любая другая жидкость. Вывод: вода – жидкость. 2. Как вы думаете, может ли вода приобретать форму сосуда, в который ее наливают? Возьмите сосуды разной емкости: графин, колбу, вазу, бутылочки разной формы. Налейте в каждую воды: вода заполняет формы сосудов, в которую ее налили. Вывод: вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который ее наливают. 3. Как вы думаете, растворяются вещества в воде? Подготовьте разные по цвету краски и растворите их в воде. Вам это удалось! А теперь попробуйте растворить камень, глину, песок. Вы увидите, что они совсем не растворяются. Вывод: вода растворяет много разных веществ, но есть и такие, которые вода растворить не способна. 4. Что происходит с водой? Если в тарелку налить воды и оставить ее открытой. Через некоторое время воды становиться все меньше и меньше, и настанет момент, когда ее вообще не будет. Вывод: этот процесс называется испарением воды. 5. Как вы думаете, что такое морская вода? Давайте сделаем морскую воду. Вода на нашей планете бывает разной – пресной и соленой, которой человек не может употреблять, ее еще называют морской. Давайте сделаем морскую воду. Для этого в 1литр обычной воды нужно всыпать 35 грамм соли- это и есть морская вода. Она очень соленая и ее нельзя пить. Вывод: вода в природе бывает пресной и соленой. 6. Как вы думаете, как образуется пар? Возьмите термос с горячей водой, откройте крышку и вы увидите пар. Поместите над паром небольшое зеркальце. Через некоторое время на его поверхности появятся капельки воды. Почему это произошло? Вывод: пар поднимается, встречает на своем пути зеркало, остывает на нем и снова превращается в воду. Пар – это остывшая вода. 7. Что вы думаете, что такое дождь? Чтобы узнать, как образуется дождь, нужно поставить тарелку с небольшим количеством воды на подоконник, освещенный солнцем. Тарелку накрыть полиэтиленовой пленкой и плотно прижать края скотчем. От тепла вода начнет испаряться в виде пара, который, поднимаясь, будет оседать на охлажденную пленку. Образовавшиеся капельки воды, будут стекать в тарелку в форме дождя. Вывод: дождь - это остывшая вода, которая испарилась с поверхности моря или земли. 8. А знаете ли вы, что такое лед? Чудесным превращением воды является ее замерзание. Возьмите посуду для приготовления льда и поставьте ее в морозильную камеру холодильника. Запомните время начала и конца превращения воды в лед. Измерьте температуру в комнате и в морозильной камере холодильника. Где она выше? Вы заметили, что температура в морозильной камере ниже нуля. Нуль градусов – это температура, при которой вода превращается в лед. Вывод: лед – это вода, которая замерзает при температуре 0 градусов. 9. Что такое иней? Во время прогулки в морозный день на улицу вынесите зеркальце, положите его на снежный сугроб. После того, как оно остынет, подышите на зеркальце. Через некоторое время на поверхности зеркала образуется мутный плотный слой. Это и есть иней. Вывод: когда на зеркало дышат, теплые водяные пары из воздуха оседают на его поверхности, замерзают и превращаются в иней. Вот почему иногда инеем покрываются наши волосы и воротники пальто. 10. Сила воды. Как вы думаете, может ли вода давить на предметы? Возьмите стакан с водой и отметьте фломастером уровень воды на стакане. Слепите из пластилина шарик и опустите его в стакан с водой. Шарик утонет, а уровень воды поднимется, так как шарик вытеснит воду. Вывод: вода обладает силой давления на предметы, ее называют «выталкивающей силой». Это помогает предметам плавать на поверхности воды. 11.Как вы думаете , можно ли отчистить воду через фильтр? Воду, прежде чем употреблять в пищу необходимо очищать, фильтрировать. Для этого существуют различные фильтры. Попробуйте отфильтровать воду разными способами. Разведите 1 столовую ложку крахмала в стакане с водой. Вода станет мутной. Сделайте три фильтра в трех лейках: из песка(песок нанесите на марлю), из тряпочки и из бумаги. Попробуйте отчистить воду с помощью разных фильтров. Какой фильтр очищает лучше? Вывод: лучше воду очищает бумажный фильтр. Свойства воздуха. 1.Как вы думаете, сколько весит воздух? Возьмите два воздушных шара одинаковых размеров, надуйте их и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой, к каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Почему, после того, как вышел воздух из лопнувшего шара, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар. Вывод: воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар. 2.Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Сопровождающие вас взрослые включат обогреватель. Пока обогреватель холодный, ленточка висит не подвижной. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит? Вывод: воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, становиться легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер. 3.Как вы думаете, можно ли сжать воздух? Эксперимент проводят в холодное время года. Надуйте два шара, так, чтобы они были одинакового размера. Первый повесьте в комнате, а второй шар за окном. Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Вывод: воздух на холоде сжимается, поэтому шарик за окном стал меньше.
Удачи во всех начинаниях!
|
|||
|