Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.



 

 

 

Упражнения для развития дикции:

скороговорки, распевки, чистоговорки

 

 

                Составитель: Захарова А. А.,

 учитель музыки МБОУ «Школа №14»

Полысаевского городского округа

 

 Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая его технические возможности.     

  Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развить их.

    Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Непосредственно над развитием активности артикуляционного аппарата и проблемами речи работают педагоги по технике речи, а также логопеды.

   Правильная речь– это основа основ вокальной музыки. Не согласны? Оглянитесь вокруг, сегодня вы, скорее всего не услышите и не увидите исполнителя, страдающего такими дефектами речи, как глиссирование или заикание, поэтому спорить здесь не о чем. Но это отнюдь не значит, что люди с некорректными речевыми навыками не могут петь, совершенно наоборот! Желание петь, занятия вокалом, стимулируют людей к более внимательному отношению к звуковой стороне речи (и это относится ко всем людям!).

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

А ведь задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно.

Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.

Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки.

Как сказано в словаре Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Как разучивать скороговорки?

Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать.

“Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы.

Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.

Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.

Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д.

Есть несколько способов работы

со скороговорками:

1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие  потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

 

“Весёлые скороговорки для “непослушных” звуков”.

 

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

 

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

 

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

 

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.

 

На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

 

Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя.

У Полкана под лапкой палка.

Король – орёл. (Повторить несколько раз)

Либретто “Риголетто”.

Радик ради Дины доплыл до льдины.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Тары-бары-растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие.

Саша шапкой шишку сшиб.

Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.

Тесть любит честь,
Зять любит взять,
А шурин глаза щурит.

На мели мы лениво налима ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня?

Платон плыл на плоту.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз – гора, две горы, три горы!

Проворонила ворона вороненка.

Пекарь пек калачи в печи.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

На дворе погода размокропогодилась.

Баран-буян залез в бурьян.

Водовоз вез воду из водопровода.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Из-под Днепропетровска, из-под Днепропетровщины шли три днепропетровца, говорили про Днепропетровск, про Днепропетровщину, про днепропетровцев.

Трактат про тракториста.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.