|
|||
Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Упражнения для развития дикции: скороговорки, распевки, чистоговорки
Составитель: Захарова А. А., учитель музыки МБОУ «Школа №14» Полысаевского городского округа
Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая его технические возможности. Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развить их. Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Непосредственно над развитием активности артикуляционного аппарата и проблемами речи работают педагоги по технике речи, а также логопеды. Правильная речь– это основа основ вокальной музыки. Не согласны? Оглянитесь вокруг, сегодня вы, скорее всего не услышите и не увидите исполнителя, страдающего такими дефектами речи, как глиссирование или заикание, поэтому спорить здесь не о чем. Но это отнюдь не значит, что люди с некорректными речевыми навыками не могут петь, совершенно наоборот! Желание петь, занятия вокалом, стимулируют людей к более внимательному отношению к звуковой стороне речи (и это относится ко всем людям!). Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней). А ведь задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией. Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки. Как сказано в словаре Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. "Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988). Как разучивать скороговорки? Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать. “Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы. Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками. Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп. Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д. Есть несколько способов работы со скороговорками: 1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую. 3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. 4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
“Весёлые скороговорки для “непослушных” звуков”.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Саша шустро сушит сушки,
В четверг четвертого числа
На дворе – трава, на траве – дрова.
Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя. У Полкана под лапкой палка. Король – орёл. (Повторить несколько раз) Либретто “Риголетто”. Радик ради Дины доплыл до льдины. Купи кипу пик, Кто колпак переколпакует и перевыколпакует? Тары-бары-растабары, Саша шапкой шишку сшиб. Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его. Тесть любит честь, На мели мы лениво налима ловили, Платон плыл на плоту. Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин. Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз – гора, две горы, три горы! Проворонила ворона вороненка. Пекарь пек калачи в печи. Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной. Дятел дуб долбил, да не додолбил. На дворе погода размокропогодилась. Баран-буян залез в бурьян. Водовоз вез воду из водопровода. У ежа ежата, у ужа ужата. Из-под Днепропетровска, из-под Днепропетровщины шли три днепропетровца, говорили про Днепропетровск, про Днепропетровщину, про днепропетровцев. Трактат про тракториста. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
|
|||
|