![]()
|
|||||||||||||||
Локализация. Центральный механизм. Структура нарушения. Симптомы и синдромы. Речевые. Акустико-гностическая сенсорная афазия (афазия Вернике)Стр 1 из 6Следующая ⇒
Локализация |
Центральный механизм |
Структура нарушения |
Симптомы и синдромы | ||||||||||||
Нейропсихологические | Клинические | Психологические |
Речевые | ||||||||||||
Акустико-гностическая сенсорная афазия (афазия Вернике) | |||||||||||||||
Данная форма возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). | Центральным механизмом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. | Расстройство фонематического слуха – центральный дефект сенсорной афазии, обусловливающий грубые нарушения импрессивной речи. Парадигматическая система языка нарушается уже на уровне фонемы. Нарушается различение фонем по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости; и др. Невозможно дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышать и произносить их одинаково, что и ведёт к центральному дефекту – нарушению понимания речи. | Нейропсихологический синдром включает: нарушение всех видов устной импрессивной речи; нарушение чтения и письма; нарушение устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; нарушение воспроизведения ритмов; нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в тревожности, легкой возбудимости, неустойчивости эмоциональных реакций. | В клинической картине рассматриваемая форма афазии проявляется в феномене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, обращенной речи. | В психологической картине, прежде всего, обнаруживается нарушение всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов. | Спонтанная речь состоит из набора случайных звуков, слогов, словосочетаний, что получило название «жаргонафазия», «речевая окрошка» или «словесный салат», логорея, литеральные и вербальные парафазии. Речь иногда имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок. Распад процесса чтения, неумение прочитать вслух и узнать отдельные буквы; глобальное чтение сохранно. | |||||||||
|
|||||||||||||||
|