|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
Структура построения тренировочно-репетиционного занятия Структура урока хореографии остается классической: Тренировочно-репетиционное занятие в детском хореографическом коллективе является основной формой работы в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства. Структура тренировочно-репетиционного занятия остается классической: подготовительная, основная, заключительная части. В подготовительной части занятия решаются задачи организации занимающихся (то есть организационный этап), мобилизации и мотивацииих к предстоящей работе (постановка целей и задач занятия), подготовки и выполнению упражнений основной части занятия (разминка всех групп мышц). Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения. Разминочные упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть занятия, в которой решаются основные задачи, является основной. Основная часть занятия (упражнения у станка, на середине зала: проверка и закрепление материала, проученного на предыдущем уроке; усвоение способов и приемов, развивающих те или иные умения и навыки в упражнениях экзерсиса; творческое применение и осмысление знаний в процессе экзерсиса; контроль и самоконтроль; проверка заданий самостоятельной работы, обсуждение ошибок; работа над репертуаром) Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений. Выделяют три вида основной части занятия ритмикой и хореографией: ü первый строится на основе классического танца; ü второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев; ü третий преимущественно построен на движениях свободной пластики. В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части занятия подводятся итоги. Построение урока определяется 4 условиями: · соразмерностью отдельных частей урока; · подбором упражнений и последовательностью их исполнения; · чередованием нагрузки и отдыха; · составлением учебных комбинаций на уроке. В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени. Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия. Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всё более крупные группы мышц. Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха. Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала. Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока. Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального). Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать: 1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки. 2. Логическую связь движений, а именно: · Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего. · Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи). 3. Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки. 4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием. В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведёт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов.
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|