Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситцевое царство»



 «Ситцевое царство»

мастер-класс по ткачеству

 (Знакомство с творчеством ивановского писателя Михаила Кочнева) Автор сценария - Щелокова Елена Владимировна, библиотекарь детского отдела Публичной библиотеки МУК Родниковской районной ЦБС

 

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цели и задачи:

- Вызвать интерес у детей к творчеству ивановского писателя М.Х. Кочнева;

- Познакомить детей с историей Ивановской области;

- Увлечь детей профессией текстильщика через творческую деятельность;

-  Пробудить чувство любви к родному краю.

Реквизит:

Портрет писателя М.Х. Кочнева, изображение ивановского герба, иллюстрации растений хлопчатника и льна, текстильная рамка, пряжа, 2 веретена, образцы тканей ситца и льна, трафареты (цветы и листья), краски, кисточки,плотный лист бумаги, губка.

Оформление:

· Оформлена книжная выставка «Ситцевый край».

· Помещение задекорировано полотнами хлопчатобумажных ярких тканей.

 

Ведущий: Любовь к Родине всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился, вырос и живёт. Ребята, а за что вы любите свой родной край?(ответы детей) А как называется область, где мы с вами живем? (ответы детей - Ивановская) Вы, наверное, знаете, что наша Ивановская земля издавна славится своими умельцами ткачами, не зря наш край называют текстильным. А вы знаете что такое текстиль?(Ответы детей – «ткань, материя». Показать кусочки тканей.)

Невозможно представить нашу жизнь без текстильных изделий. Текстиль окружает нас повсюду: и дома и в садике и на работе (Примеры). Сегодня мы с вами отправимся в текстильное прошлое нашего края. Сделаем мы это при помощи произведений ивановского писателя Михаила Кочнева.

Михаил Харлампиевич Кочнев родился во Владимирской области. Маленьким мальчиком он любил слушать рассказы своей мамы о нелёгком труде ткачей, об искусных мастерах-умельцах. Когда он окончил институт, приехал в нашу Ивановскую область, здесь жил и работал. Ему нравилось общаться с ивановскими рабочими, он изучал, как они трудятся на текстильных предприятиях, как рассказывают интересные истории о прошлом нашего края. И решил всё услышанное написать в увлекательных сказах.

 

Не пухом, а каменьями усеяна дорога

В страну чудес, в край лукоморский сказа.

 

А вы знаете, что такое сказ? Послушайте, как сам Михаил Кочнев описывает, что такое сказ: «Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ – в серёдочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чём не забывай: сказ не сам по земле ходит – жизнь за собой его водит». То есть сказ – это истории из жизни, рассказанные особым сказочным языком. 

Ребята, а как вы думаете, почему именно Ивановская область стала ситцевым краем? (Ответы детей) На наших неплодородных почвах плохо выращивался хлеб, но зато хорошо родился лён. Посмотрите ребята как он выглядит (Показать картинку льна) Из этого растения производились ткани. Долгими зимними вечерами при свете лучины женщины пряли нити из льняного волокна. Неслучайно на современном гербе города Иваново на голубом фоне изображена девушка в кокошнике, сидящая за прялкой. (Показать картинку с изображением Ивановского герба) Со временем в производстве стал применяться хлопок, а не лён. Хлопок - это пух, покрывающий семена растения – хлопчатника. Посмотрите, как выглядит это растение (Показать картинку хлопчатника) Нить, скрученная из хлопка, оказалась более тонкой мягкой и нежной, а, значит, и ткань из нее получалась мягкой и приятной на ощупь. Давайте сравним льняную и ситцевую ткань (Показать образцы ткани льна и ситца). Какая ткань у ситца, а какая у льна?(Ответы детей) Ивановским ткачам хлопок понравился, и постепенно наш текстильный край из царства «полотняного» превратился в «ситцевое царство». Ребята, а вам интересно, было бы посмотреть, как делают ткань? Давайте познакомимся с этим нелёгким и трудоёмким делом. Сначала надо получить длинную и тонкую нить (пряжу) из волокна льна или шерсти. Это требует большого искусства от пряхи, терпения и усидчивости. Старейшим приспособлением для прядения было веретено. Давайте послушаем начало сказа «Узорная веретеница» Михаила Кочнева: «Сидела бабка, старая пряха, у оконца; пряла-пряла, на месяц поглядывала. А веретено словно ожило: само в руке крутится, жужжит, как бы нашёптывает. Заслушалась пряха.

Веретено меж тем жужжало да жужжало, старину сказывало…»

Давайте с вами окунёмся в стародавние времена - проявим своё умение и перемотаем пряжу на веретене.

Дети наматывают пряжу на веретена

Молодцы ребята, пряжа у нас есть. А как же она превращается в ткань, как вы думаете? (Ответы детей) Ниточки на ткацком станке переплетаются между собой в определённом порядке, и так получается ткань.  Работа ткача тяжёлая, она требует внимания  и сноровки.

У Михаила Кочнёва есть интересный сказ «Серебряная пряжа» о ткачихе Авдеевне. Давайте с вами его прочтём. В книге нам будут встречаться устаревшие слова, мы их будем пояснять.

«На одной фабрике нашей – сказывают, у Грачёва – такая история в старое время приключилась. Хозяин фабрики больно скопидомен (бережлив до скупости, жадный) был… Отец ему и рассказал, что когда-то у ткачей, в старое время, была серебряная нитка. Ну, раз серебряная, то и дорогая. Да затеряли люди эту нитку, ищут уж сколько лет, найти не могут. Объявится счастливчик, нападет на след, завладеет этой ниткой — озолотится. Хозяин-то спал и видел эту нитку… Слышал он, что секрет этой нитки хранится у какой-то белой зверюшки -  то ли у горностайки, то ли ещё у какой.

Раз как-то утром хозяин, знать, не на ту ногу встал, весь день ходил по фабрике злой… И, как на грех, подвернулась ему под руку ткачиха Авдеевна... Работала прилежно, любила своё дело…, да в чём-то не угодила хозяину, и поставил он её за старый, никудышный станок.

Товарки Авдеевны смену кончили, домой пошли, осталась она одна. Света белого ткачиха не видит… Задремала Авдеевна с устатку. Долго ли, коротко ли она дремала — и не помнит. Почудилось ей, что станок стукнул. Очнулась она, глядит — в основе Горностайка снует взад-вперед, взад-вперёд торопливо так бегает, вроде челнока-бегунка. Волос на ней чистым серебром переливается. И говорит она человечьим голосом:

 — Ты не горюй, Авдеевна, сейчас мы из серебра полотен наткем и за сотканное все, что причитается, сполна возьмем.

 Встала Горностайка на задние лапы и давай с себя пушок сдирать. Как скребнет коготками по брюшку — волосы серебряные так и сыплются. Серебряным пухом всю ткань покрыла. Потом быстренько в каждую нитку по серебряному волосу заплела. И сразу вся основа серебром заиграла, и такие стали прочные нитки — ножом не перережешь. Зазвенели струнами, заиграли.

— Теперь запускай станок! — приказала Авдеевне, а сама в норку юркнула.

Авдеевна пустила станок. Пошло дело, как по маслу. Основа не рвется, не путается, станок работает на диво лучше нового... Только она кусок снимать -  сам хозяин катится. У него глаза на лоб полезли.

 — Как ты смогла так соткать? — спрашивает. – Эта же ткань дороже всяких шелков...  Какой доход получу!… Ты, Авдеевна, искусница. У тебя, видно, та самая серебряная нить хранится, кою давно затеряли наши люди. Где ты ее нашла? Отдай мне ее или продай, только никому не говори об этом. Дорого заплачу тебе. Не отдашь, — каждый день послеурочного работать заставлю.

 — Ничего я тебе не продам, — отвечает Авдеевна. — Никакой у меня серебряной нити нет, никаких секретов не знаю. С чего такая ткань получилась, я и сама не разберусь, не пойму. Может, с того, что я нонче много над этой пряжей плакала, -  от слез моих и засеребрились нитки.

— Ну, тогда плачь больше.  Это мне выгодно… А уж я постараюсь, чтобы ты побольше плакала. Ступай поспи, скоро опять на смену...

 Проводил он Авдеевну, сгреб серебряную ткань в охапку, к себе в контору поволок...

Налюбовался, наплясался хозяин около серебряного куска, запер его в железный шкаф... и  опять в ткацкую пошел, прямо к станку Авдеевны... Глянул под станок Авдеевны -  а там будто серебряный волосок светится… Прихватил ногтями серебряный волосок — глядит, а это настоящая серебряная нитка: не рвется, не путается. Выскочил хозяин из-под станка как ужаленный и ну нитку наматывать в моток на руку! А нитке конца нет...

Ребята, как вы думаете куда привела серебряная нитка хозяина фабрики?

(Выбежал хозяин за серебряной ниткой на улицу, затем в поле, в дремучий лес привела его она, там и замёрз от своей жадности)

«…А у Авдеевны – с Горностайкиной ли помощи, с чего ли другого – ровно силы да уменья прибыло. Уж такие канифасы (лёгкая хлопчатобумажная ткань, украшенная рельефным тканым узором) ткала – и плотные, и красивые, словно шелка».

Вот такой сказ сочинил наш Ивановский писатель Михаил Кочнев про нелегкий труд ткачихи. Но это сказ, почти сказка. А мы с вами сейчас попробуем сами соткать небольшое полотно. Для начала узнаем, что же такое ткацкий станок.

 

Самый первый станок состоял из ткацкой рамы. Нити, идущие по длине полотна, называют основными, или кратко основой, а поперечные – уточными, или утком. Чтобы протянуть в ткани поперечную уточную нить, её протаскивали через продольные вручную. Ребята, давайте и мы с вами, как Авдеевна попробуем ткать на нашем станке.

    Ткани без росписи были бы скучные и однообразные. Под волшебной кистью художника ткани становятся яркими и удивительными. Михаилу Кочневу очень нравились красивые и пёстрые ситцы, выпущенные нашими ивановскими мастерами. Вот как он описывает мастерскую на текстильной фабрике в сказе «Голубой мотылёк»: «Диво… терем волшебный, везде цветы да птицы. На столе, на белом листе, - оранжевое солнце, а рядом - еще такое же, а на нем узоры красоты небывалой. Кисти, краски в блюдцах, цветистые ткани поразвешаны от потолка до полу. Каких только узоров здесь нет!»

Не зря ивановские ситцы славятся на весь мир. Художники текстильного рисунка переносят на ткань многоцветье среднерусских полей и лесов.

«А цветы… Что только за цветы! Не вянут, не блекнут ни в жару, ни в стужу.

Золотые колокольчики, ромашки – белые рубашки, косоногий горох перевалится через порог, подсолнечник в широкой, как решето, шляпе, мак-чистяк в красной панамке. Много их!»

Посмотрите на разноцветье Ивановских ситцев! (показать образцы ткани)

Но для того что бы нанести узор на ткань, его сначала нужно придумать, для этого художник создает рисунок, сначала на бумаге а потом переносит его на ткань. Ребята, давайте и мы с вами потренируемся в искусстве создания рисунка для будущей красочной ткани.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.