Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 3 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.



 

Симфония — самый серьезный и ответственный жанр оркестровой музыки.

Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки XVIII века, в особенности непосредственными его предшественниками — Гайдном и Моцартом.

Оперная драматургия оказала существенное влияние на процесс драматизации симфонии. У Бетховена же она вырастает в подлинно драматический инструментальный жанр.

Принципы оперной драматургии, примененные к симфонии, способствовали углублению контрастов и укрупнению общего плана симфонии; они диктовали необходимость большей последовательности и закономерности в отношении частей цикла, большей их внутренней связи. Следуя по пути, проложенному Гайдном и Моцартом, Бетховен создавал в симфонических инструментальных формах величественные трагедии и драмы.

Грань между симфоническим искусством Бетховена и симфонией XVIII века проведена прежде всего тематикой, идейным содержанием, характером музыкальных образов. Бетховен широко и свободно раздвигает границы своих симфоний. Так, Allegro Героической почти в два раза превышает Allegro самой большой из симфоний Моцарта — «Юпитер», а исполинские размеры Девятой вообще несоизмеримы ни с одним из ранее написанных симфонических произведений.

Любое симфоническое произведение Бетховена — плод долгого, подчас многолетнего труда: Героическая создавалась в течение полутора лет, Пятую Бетховен начал в 1805 году и закончил в 1808 году, а работа над Девятой симфонией растянулась почти на десять лет. Большинство симфоний, от Третьей до Восьмой, не говоря о Девятой, приходится на период расцвета и самого высокого подъема бетховенского творчества.

В Первой симфонии C-dur черты нового бетховенского стиля проступают еще очень робко и скромно. Заметно движение вперед во Второй симфонии D-dur, появившейся в 1802 году. Уверенно-мужественный тон, стремительность динамики, вся ее поступательная энергия значительно ярче раскрывают лицо создателя будущих триумфально-героических творений. Но подлинный, хотя и подготовленный, но всегда изумляющий творческий взлет, произошел в Третьей симфонии.

Бетховен в Третьей симфонии нашел свою героико-эпическую тему. Впервые в искусстве преломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Показан человек, завоевывающий право на свободу, любовь, радость.

Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена. Он создает Пятую симфонию, увертюру «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора № 3». Уже под конец жизни эта тема с размахом возрождается в Девятой симфонии.

Но всякий раз поворот этой центральной для Бетховена темы другой. Если Третья симфония к эпосу античного искусства, то Пятая симфония с ее лаконизмом, динамичностью драматургии воспринимается как стремительно развивающаяся драма.

Одновременно поднимает Бетховен в симфонической музыке и иные пласты. Поэзия весны и юности, радость жизни, ее вечного движения — таким представляется комплекс поэтических образов Четвертой симфонии B-dur. Теме природы посвящена Шестая (Пасторальная) симфония. В Седьмой симфонии A-dur жизненные явления предстают в обобщенно танцевальных образах; динамика жизни, ее чудодейственная красота скрывается за ярким сверканием сменяющихся ритмических фигур, за неожиданными поворотами танцевальных движений. Даже глубочайшая печаль знаменитого Allegretto не в состоянии погасить искрометность танца, умерить огненный темперамент пляса окружающих Allegretto частей.

Рядом с могучими фресками Седьмой — тонкая и изящная камерная живопись Восьмой симфонии F-dur.

Как велик и необъятен мир открытий Бетховена, в какие глубины и высоты человеческого духа проник его гений!

Почти все бетховенские увертюры возникали в связи с драматическими замыслами и проектами, как вступление к опере, балету, театральной пьесе.

Оперные увертюры Глюка, Моцарта, Керубини были отправной точкой для Бетховена. В сценических произведениях композиторов XVIII века назначение увертюры состояло главным образом в том, чтобы мобилизовать внимание и определенным образом его направить, подготовить к восприятию музыкально-театрального действия. Бетховен в силу своего исключительно симфонического мышления испытывает интерес к увертюре как к самостоятельному произведению.

Чрезвычайно усилившееся значение увертюры в творчестве Бетховена и даже перевес ее, как симфонической части, над остальной музыкально-драматической композицией отмечал Серов в разборе увертюры «Леонора № 3»: «В своем отвлеченном мире чувств она (увертюра. — В. Г.) несравненно выше оперы, в которой Бетховен под гнетом духа времени не мог вполне следовать своим идеалам... можно сказать, что эта увертюра, по могуществу своей выразительности, своего художественного значения, могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями,— опере, которую он не дал нам!»

Идейно-философское, эмоционально-психологическое содержание драматического произведения Бетховен обобщает и концентрирует именно в увертюре. Вследствие этого она перестает быть вступлением к последующему, драматический центр как бы перемещается, и увертюра сама превращается в «драму идей», в самостоятельный и независимый музыкальный организм, подчиняющийся своим внутренним законам развития.

Закономерен и последующий процесс, когда увертюра естественно отделилась от целого и стала существовать в качестве нового жанра оркестровой музыки. Так Бетховен положил начало новому виду музыкального творчества — одночастной программной симфонической пьесе. Известно, какое почетное место заняла программная увертюра в творчестве композиторов XIX века, начиная с Мендельсона и Глинки.

Сочинения для оркестра:

симфонии
No. 1 (C-dur, op. 21, 1799-1800)
No. 2 (D-dur, op. 36, 1800-1802)
No. 3 (Es-dur, Героическая, op. 55, 1802-1804)
No. 4 (B-dur, op. 60, 1806)
No. 5 (c-moll, op. 67, 1804-1808)
No. 6 (F-dur, Пасторальная, op. 68, 1807-1808)
No. 7 (A-dur, op. 92, 1811-1812)
No. 8 (F-dur, op. 93, 1811-1812)
No. 9 (d-moll, op. 125, с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера, 1817 и 1822-1823)

увертюры
к балету — «Творения Прометея» (ор. 43, 1800-1801)
к трагедии «Кориолан» Коллина (c-moll, op. 62, 1807)
Леонора No. 1 (C-dur, op. 138, 1805)
Леонора No. 2 (C-dur, op. 72, 1805)
Леонора No. 3 (C-dur, op. 72, 1806)
к опере «Фиделио» (Е-dur, op. 72, 1814)
к трагедии «Эгмонт» Гёте (f-moll, op. 84, 1809-1810)
к пьесе «Афинские развалины» Коцебу (G-dur, op. 113, 1811)
к пьесе «Король Стефан» Коцебу (Es-dur, op. 117, 1811)
«Именинная» (Zur Namensfeier, C-dur, op. 115, 1814)
«Освящение дома» (Die Weihe des Hauses, C-dur, сл. К. Майсля, ор. 124, 1822)

 

 

Бетховен. Симфония No. 3 («Героическая»)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 3 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

Части:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.