Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стадия осмысления.



 

 Здравствуйте, ребята.

Повторяем синтаксис

Ребята, я хочу загадать вам загадку.

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Но он не поставил знаков препинания. Сыновья призадумались: на золотую статую ушло бы все золото отца. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.

Найдите и вы это решение. (напишите предложение, расставьте знаки, объясните

- Скажите, от чего зависит смысл предложения?

- Ребята, а какую задачу ставит перед нами эта загадка?

- Эта загадка заставляет нас учить правила постановки знаков препинания. Ведь знаки препинания помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме.

- Какой раздел науки о русском языке изучает правила постановки знаков препинания?

- Пунктуация.

- С каким разделом науки о языке тесно связана пунктуация?

- С синтаксисом.

- Что изучает синтаксис?

- Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.

- Хорошо. А теперь попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

- Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение и обобщение изученного по разделам «Синтаксис», «Пунктуация».

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

 

Стадия осмысления.


Задание №1 « Разминка со словосочетанием» - Что такое словосочетание?- это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия.

- На основе какой связи строится словосочетание?
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способами подчинительной связи являются:
- согласование;
- управление;
- примыкание.

 

- На какие виды делятся словосочетания по характеру главного слова? (глагольные (залить водой, понравиться ему) именные (лисья хитрость, каждый человек), наречные (смешно до слез, низко над землей).

- Назовите способы связи слов в словосочетании.
С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова:

У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово.

П р и м ы к а н и е - это вид связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

 

Практическое задание. Определить способы связи слов в словосочетании.

 

1) любимую игрушку-согласование 2) понимать ее,-управление  3) у твоего дома- согласование 4) читать вслух-примыкание, 5) встретиться с другом,-управление 6) смотреть вдаль,-примыкание 7) образованный юноша,-согласования  8) образованный от наречия,-управление

9) говорить вполголоса,-примыкание 10) семнадцатый год,-согласование 11) работать молча,-примыкания 12) мои друзья,-согласования

13) любить детей,-управление 14) бежать быстро,-примыкание  15) громады облаков,-управление 16) выпавшим снегом.-соглосованием

 

- Ребята, давайте сделаем вывод, для чего мы должны знать способы связи слов в словосочетании?

- Для того чтобы не делать грамматических ошибок при построении словосочетаний.

 

-Синтаксис - это раздел науки о русском языке, который изучает не только словосочетание, но и предложение. Словосочетание мы с вами повторили, теперь переходим к предложению. Сейчас теоретическое задание по предложению. Прошу капитана группы поднять карточку с выбором ответа.


- Чем сложные предложения отличаются от простых. ( Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух и более простых предложений.) Виды сложных предложений. (Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения делятся на СПП и ССП). Какие предложения называются ССП? На какие группы делятся ССП? (По значению и союзам ССП делятся на три группы : ССП с соединительными союзами; ССП с противительными союзами; ССП с разделительными союзами). Какие предложения называются СПП? (СПП – это такое сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложений ) При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? (Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи подчинительных союзов или союзных слов). Где может стоять придаточное предложение по отношению к главному?

 

- Практическое задание.

1. Определите вариант, где даны только подчинительные союзы.

3) если, словно, когда, хотя

2. Расставьте знаки препинания и определите вид предложения.

Болото потом высохло и сейчас о нем напоминал только вековой мох.

ССП

Простое предложение с однородными членами

3. Определите вид придаточного предложения в составе СПП:

Пашка часа два стоял в темном коридоре и ждал, когда отопрут дверь.

изъяснительное

4. Расставьте знаки препинания и определите место придаточного в данном предложении:

Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

3) находится в середине главного предложения

5. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным определительным?

2) …рассеянность, с какой он слушал…

3 задание


Исправьте данные предложения: Охотники спустились с горы. В парке на скамеечке сидела старушка.

Задание 4.

- Всегда ли между частями сложного предложения ставятся запятые? . Объясните.

Запятая не ставится

Издалека слышался шум ручья и чувствовалось его холодное дыхание

Когда я вернулся домой, уже совсем рассвело и город стал просыпаться.)

 

(Запятая не ставится в предложении с однородным подчинением придаточных, соединенных одиночными соединительными или разделительными союзами. ( В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые имеют огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь.)

4. Запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов, если далее идет вторая часть союза – то или так. ( Казалось, что если секунду он промедлит, то будет поздно.)

 

 

- Проверочная работа. Расставьте знаки

 Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. 2. Вскоре ливень прекратился и выглянуло из- за туч солнце. 3. Он сказал, что, если будет свободен,вечером обязательно придет ко мне.

- Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

 

Итак, ребята, подведем итог этому виду работы. О чем мы не должны забывать при расстановке запятых в сложных предложениях? ( О том, что между частями сложного предложения не всегда ставятся запятые.)

 

 

Задание № 5 «Узнай предложение по схеме».

 

1. [ ] , ( ) , ( ). последовательное

2. [ ] , ( ) , ( ), ( ). однородное

3. ( ) , [ ] , ( ). параллельное

 

-Как вы можете охарактеризовать предложения по данным схемам. ( Это сложные предложения с несколькими придаточными ).

 

Итак, мы повторили синтаксис, присылай выполненные задания

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.