![]()
|
|||
Стадия осмысления.
Здравствуйте, ребята. Повторяем синтаксис Ребята, я хочу загадать вам загадку. Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Но он не поставил знаков препинания. Сыновья призадумались: на золотую статую ушло бы все золото отца. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение. (напишите предложение, расставьте знаки, объясните - Скажите, от чего зависит смысл предложения? - Ребята, а какую задачу ставит перед нами эта загадка? - Эта загадка заставляет нас учить правила постановки знаков препинания. Ведь знаки препинания помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме. - Какой раздел науки о русском языке изучает правила постановки знаков препинания? - Пунктуация. - С каким разделом науки о языке тесно связана пунктуация? - С синтаксисом. - Что изучает синтаксис? - Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. - Хорошо. А теперь попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. - Синтаксис и пунктуация. Цель: повторение и обобщение изученного по разделам «Синтаксис», «Пунктуация». - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
Стадия осмысления.
- На основе какой связи строится словосочетание?
- На какие виды делятся словосочетания по характеру главного слова? (глагольные (залить водой, понравиться ему) именные (лисья хитрость, каждый человек), наречные (смешно до слез, низко над землей). - Назовите способы связи слов в словосочетании. У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. П р и м ы к а н и е - это вид связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
Практическое задание. Определить способы связи слов в словосочетании.
1) любимую игрушку-согласование 2) понимать ее,-управление 3) у твоего дома- согласование 4) читать вслух-примыкание, 5) встретиться с другом,-управление 6) смотреть вдаль,-примыкание 7) образованный юноша,-согласования 8) образованный от наречия,-управление 9) говорить вполголоса,-примыкание 10) семнадцатый год,-согласование 11) работать молча,-примыкания 12) мои друзья,-согласования 13) любить детей,-управление 14) бежать быстро,-примыкание 15) громады облаков,-управление 16) выпавшим снегом.-соглосованием
- Ребята, давайте сделаем вывод, для чего мы должны знать способы связи слов в словосочетании? - Для того чтобы не делать грамматических ошибок при построении словосочетаний.
-Синтаксис - это раздел науки о русском языке, который изучает не только словосочетание, но и предложение. Словосочетание мы с вами повторили, теперь переходим к предложению. Сейчас теоретическое задание по предложению. Прошу капитана группы поднять карточку с выбором ответа.
- Практическое задание. 1. Определите вариант, где даны только подчинительные союзы. 3) если, словно, когда, хотя 2. Расставьте знаки препинания и определите вид предложения. Болото потом высохло и сейчас о нем напоминал только вековой мох. ССП Простое предложение с однородными членами 3. Определите вид придаточного предложения в составе СПП: Пашка часа два стоял в темном коридоре и ждал, когда отопрут дверь. изъяснительное 4. Расставьте знаки препинания и определите место придаточного в данном предложении: Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 3) находится в середине главного предложения 5. Какой фрагмент предложения соответствует СПП с придаточным определительным? 2) …рассеянность, с какой он слушал… 3 задание
Задание 4. - Всегда ли между частями сложного предложения ставятся запятые? . Объясните. Запятая не ставится Издалека слышался шум ручья и чувствовалось его холодное дыхание Когда я вернулся домой, уже совсем рассвело и город стал просыпаться.)
(Запятая не ставится в предложении с однородным подчинением придаточных, соединенных одиночными соединительными или разделительными союзами. ( В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые имеют огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь.) 4. Запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов, если далее идет вторая часть союза – то или так. ( Казалось, что если секунду он промедлит, то будет поздно.)
- Проверочная работа. Расставьте знаки Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. 2. Вскоре ливень прекратился и выглянуло из- за туч солнце. 3. Он сказал, что, если будет свободен,вечером обязательно придет ко мне. - Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
Итак, ребята, подведем итог этому виду работы. О чем мы не должны забывать при расстановке запятых в сложных предложениях? ( О том, что между частями сложного предложения не всегда ставятся запятые.)
Задание № 5 «Узнай предложение по схеме».
1. [ ] , ( ) , ( ). последовательное 2. [ ] , ( ) , ( ), ( ). однородное 3. ( ) , [ ] , ( ). параллельное
-Как вы можете охарактеризовать предложения по данным схемам. ( Это сложные предложения с несколькими придаточными ).
Итак, мы повторили синтаксис, присылай выполненные задания
|
|||
|