|
|||
Методы работы с информационными источникамиМетоды работы с информационными источниками Систему чтениянаучно-технической литературы целесообразно организовать по ретроспективной схеме (от сегодняшнего дня ко вчерашнему): - сначала изучается новейшая, самая свежая информация; - затем изучаются относительно новые публикации; - в завершении изучаются публикации прошлых лет. Процесс чтенияматериалов научно-технического источника (печатного или виртуального) обычно состоит из ряда стандартных приемов: - общее ознакомление с источником информации в целом по оглавлению печатного издания или по навигации тематического сайта; - беглый просмотр материалов источника информации; - чтение в порядке последовательного расположения материалов тематического источника информации; - выборочное чтение отдельных материалов источника информации; - детальное изучение (штудирование) наиболее важных мест текста; - повторное чтение материалов источника информации и сопоставление их с данными других источников; - чтение с одновременным использованием справочных материалов из официальных статистических источников информации; - составление тезисов по материалам источника информации; - обдумывание прочитанного материала и его критическая оценка; - запись собственных мыслей по поводу найденной новой информации. Приемы записей при чтении (изучении) источников информации (печатных или виртуальных): - выделение фрагментов текста подчеркиванием или цветом; - дословные записи фрагментов текста с собственными комментариями; - записи и рисунки на вкладных листах в печатных изданиях; - формирование «закладок» или «примечаний» в тексте электронного документа; - копирование информации в виде дословных выдержек из текста с указанием источника информации, автора и места размещения информации («цитирование») [2, с. 4-5] или [ссылка на web-документ]; - записи по тексту источника в свободном изложении его содержания с указанием или без указания источника и автора («компиляция»); - копирование информации в виде дословных выдержек из текста без указания источника и автора («плагиат»); - ксерокопирование, сканирование или копирование через буфер обмена фрагментов текста информационного источника; - перевод текстов с иностранных языков на русский или с русского языка на иностранные языки при необходимости; - составление плана содержания прочитанного источника информации; - систематизация сделанных выписок или цитат из текста источника; - составление конспекта по материалам изученной информации; - изложение своих предварительных замечаний по содержанию накопленного и прочитанного материала. Последовательность работы над итоговым документом (отчетом) предполагает ряд необходимых стадий оформления: - поиск и накопление информационных материалов по теме; - систематизация и обобщение первичных информационных материалов; - подготовка предварительного варианта итогового документа (отчета); - редактирование текста предварительного варианта итогового документа (отчета); - отбор и оформление в едином стиле иллюстративных материалов для итогового документа (отчета); - консультации со специалистами по содержанию и оформлению предварительного варианта итогового документа (отчета); - оформление окончательного варианта итогового документа (отчета).
|
|||
|