Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РефлексияОтчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков



РефлексияОтчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Учитель: Ильина Л.Н.

Качественная работа по профессиональному развитию педагога включает в себя апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор. Результаты этой работы имеют практическую направленность: они являются изменениями или улучшениями на практике; эффективными способами преподавания и обучения, значимыми в профессиональном росте.

Я  провела серию последовательных уроков по предмету литературное чтение во втором классе. Для подробного анализа я выбрала первый урок из серии последовательных уроков, потому что  именно с него началось изучение нового раздела – это показалось мне логичным. Тема урока: В.Железников «Рыцарь». Ключевыми идеями данного урока было использование диалога в обучении и критического мышления, что позволяет расширить знания и представления о рыцарях и их качествах, выбирать и   обрабатывать информацию из различных источников; введение стратегий оценивания для определения уровня понимания основных понятий темы, включение аспектов управления и лидерства в обучении. Проводя данный урок, мною были определены цели урока: Познакомить с произведением, анализировать произведение, определить идею произведения, ответить на проблемный вопрос «Есть ли место рыцарям в современном мире?» Нравственное развитие – одна из основных тем психологии и процесса обучения. И поскольку я наблюдаю за своими учениками некую двойственность морали (знают, что такое хорошо и что такое плохо, но поступают, не задумываясь о последствиях), потому я посчитала важным еще раз поднять тему благородства, доброты, заботы и внимание через анализ литературного произведения. Из оборудования я использовала ИАД (показ презентации с этапами уроков, фотографиями, инструкциями к заданиям), учебники и тетради по чтению. Выбор оборудования был обоснован возрастными особенностями (наглядно-образное мышление, концентрация внимания, способность продуктивно работать непродолжительное время).

В этом уроке, как я считаю, мне удалось сочетать интеграцию нескольких модулей Программы:

- новые подходы в преподавании и обучении: дети самостоятельно поставили цель урока и определили проблемный вопрос, наметили пути решения;

- использование ИКТ в преподавании и обучении: презентация, видеоролик;

- обучение талантливых и одаренных учеников: они смогли проявить свои лидерские качества и творческие способности;

- управление и лидерство в обучении: организация работы детей на уроке, четкие инструкции, помощь по ходу урока;

- преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников: подбор заданий, постановка вопросов доступного уровня, применение игровых техник, бодрячков;

- оценивание для обучения и оценивание обучения: обратная связь, интервью, комментирования.

Однако наиболее удачно был использован модуль «Обучение критическому мышлению». Об этом своем опыте я и хочу рассказать. С 2005 года я использую на своих уроках стратегии развития критического мышления через чтение и письмо. Поэтому уроки литературного чтения я стараюсь строить в структуре «РКЧМП»: вызов, осмысление, рефлексия. На первом этапе происходит проверка знаний и понимания, на втором – через применение знаний происходит анализ и оценка, а на третьем – синтез, рефлексия.

Исследования коммуникационных процессов в классе показывают, что определенные модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация, диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний.

На уроке дети работали в группах. Данная форма работы была выбрана мной не случайно, ведь Л.Выготский характеризовал детей младшего школьного возраста как учеников, у которых «когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия», иными словами во взаимодействии с окружающими. До этой своей практики с моими учениками 2 класса (возраст 7-8 лет) я почти не использовала на уроках групповую работу: они работали в парах либо по рядам, но о правилах работы в группе, об организации ее мы не говорили. Вот и на этом уроке я не стала делить детей на группы, образовала пары и четверки, то есть малые группы. Это позволяло каждому ребенку внести свой посильный вклад в работу, поучаствовать в обсуждении, высказать свою мысль или идею и быть услышанным. Учеников в классе 29 и групп постоянного состава получилось 7. Так я попыталась избежать дискомфорта по притирке в группах сменного состава и организации работы, так как детям пришлось бы, перемещаясь по классу, носить с собой портфели и учебные принадлежности. Но таким образом я ограничила своих учеников в возможности взаимодействовать друг с другом. Данный факт я отнесла бы к минусам своей практики, ибо перенесла свои трудности и страхи на детей. В дальнейшем я планирую проводить бодрячки, тренинги и разные способы деления на группы сменного состава регулярнее, учить детей находить общий язык со всеми участниками группы.

Урок я начала с демонстрации слайдов о рыцарях: детям предстояло назвать тему урока и попробовать определить цель урока. Дети младшего школьного возраста с успехом справляются с подобными заданиями, чувствуют себя уверенно. Вот и мои ученики смогли не только назвать слово «рыцарь», но и показать свои знания о той эпохе: кто такие рыцари, чем занимались, чем отличались от других людей. Сабина – отличница и любительница читать, привела примеры книг, легенд («Король Артур и рыцари круглого стола», «Айвенго»), Жумагазы и Саша Симка - поделились сведениями, которые почерпнули в детских энциклопедиях. Саша Ракутин воспринял вопросы буквально и пытался поразить всех знаниями о военных подразделениях рыцарей, их вооружении – однако, подобная информация не произвела должного эффекта, одноклассники не восприняли ее.

 Далее последовал «мозговой штурм». Поскольку стратегия была новая, я дала подробную инструкцию, дети с энтузиазмом стали выполнять задание. Их не смутило ограничение во времени и мой строгий контроль соблюдения тайм менеджмента. Все группы справились успешно, каждый участник учебного процесса успел поработать индивидуально, обменяться информацией в паре и группе, улучшить свою работу.

 

Мы заслушали несколько примеров такой работы, а потом составили кластер и обобщили знания ребят о рыцарях.

Далее последовал закономерный, но проблемный вопрос «А есть рыцари в современном мире?», и мнения детей разделились. Девочки были убеждены, что рыцарей нет, а мальчики вспомнили фильмы, современные клубы по интересам, исторические общества, воссоздание рыцарских турниров (акцент был на доспехи и оружие, костюмы и эпоху). И поскольку единого мнения не было, и отстоять свою точку зрения убедительно никто не мог, сами ребята пришли к выводу, что необходимо изучить произведение с этим названием, поискать ответ там.

Перед работой с текстом я показала ребятам слайд с фотографией автора. Они смогли определить, что он был современником их бабушек и дедушек (помогла ссылка на годы жизни). Чтобы сохранить интригу и мотивировать детей самостоятельно добывать знания, я с таинственным лицом предложила им самим узнать информацию об этом писателе. И это сработало: на следующий день два ученика поделились информацией, которую нашли в книгах и интернете (на третьем уроке их было еще четверо, а на четвертом – уже восемь). Это говорит о том, что дети могут не только найти информацию, но и выбрать из нее самое важное и интересное, им нравится чувствовать свою самостоятельность, искать свои пути, совершать свои маленькие открытия и делиться знаниями и опытом.

При работе над текстом я использовала прием «чтение с остановками», с которым мои ученики были уже знакомы, то есть дополнительных инструкций не требовалось. Этот прием я выбрала еще и потому, что он позволяет уделить достаточно внимания формированию читательских навыков, что необходимо на уроках чтения в начальных классах. Перед работой дети получили задание: определить по первому отрывку, где происходит действие, когда и с кем. Они догадались, что события разворачиваются в наши дни (гараж, машины – слова, которые помогли им это понять), героем произведения является мальчик Саша. А вот, кто же является рыцарем и почему – пока оставалось непонятным. Вторая часть текста позволила определить главные черты характера Саши и шофера – второго действующего лица. Эти качества мы зафиксировали в виде записей на доске и в тетрадях. В третьей части спокойное повествование сменилось проблемной ситуацией, которая позволила по-новому взглянуть на героев произведения. Мы обсудили, что повлияло на изменения, как могут развиваться события дальше и есть ли другое решение проблемы. И, наконец, автор рассказа неожиданно показал видение третьего участника событий – бабушки, ее реакцию на поступок внука, предоставив читателям самим додумать конец истории. Это тоже стимулировало детей к размышлениям, дав волю их фантазии, которую было необходимо увязать с собственным жизненным опытом и реальностью. Поразительно, но все предложенные варианты окончания повествования были позитивными. Дети предположили, что шофер извинится и продолжит общение с Сашей. Многие говорили о том, что Саша и шофер смогут научить друг друга: Саша поможет своему взрослому товарищу стать терпимее и добрее к людям, а шофер будет воспитывать в мальчике самостоятельность и ответственность…

На каждой «остановке» я задавала ребятам вопросы, на которые они отвечали, позволяла им строить предположения и рассуждать:

После 1ой части: Назовите героев. Какие слова могут нам помочь охарактеризовать их? Что будет дальше?

После 2ой части: Что нового узнали о Саше и водителе? Как будут развиваться события?

После 3ей части: Оправдались ли наши предположения? Почему Саша так повел себя? Как отреагировал шофер на его слова? Что почувствовали вы? Почему бабушка не стала ругать Сашу?

 Только проработав текст, ученики смогли прийти к единому мнению, что рыцарем в произведении является мальчик Саша, потому что он благородный, смелый, заступается за слабых, может дать отпор хамству. На основании данных выводов ученики определили тему и идею произведения, смогли озаглавить смысловые части рассказа (составить план, выделить главное). Я считаю, что урок своей цели достиг. Каждый из учеников задумался, а какие рыцарские качества есть у него, может ли он назвать рыцарем себя или кого-нибудь из своих одноклассников. А главное, дети пришли к выводу: чтобы быть рыцарем не нужны доспехи, благородство должно быть в душе. Порадовал тот факт, что дети говорили о необходимости быть добрым, отзывчивым, заботливым именно сейчас, в наши дни, находили черты рыцарей (благородство, доброту, верность, честность) в себе и окружающих людях.

Проследив за изменениями, которые происходили с героем произведения, ребята пришли к выводу, что рыцарями не рождаются. Ведь мальчик менялся у них на глазах: из робкого, застенчивого он превратился в сильную личность, способную постоять за своих близких. И разговор перешел на воспитание в себе лучших человеческих качеств: как и зачем это делать. Перефразируя известного поэта: рыцарем можешь ты не быть, но Человеком быть обязан. Чтобы увязать этот вывод ребят с собственным опытом, я попросила их привести примеры из жизни. Обсуждая их, ребята пришли к мысли, что быть «рыцарем», быть хорошим человеком – это трудно, нужна работа над собой, чтобы слова не расходились с делом. Считаю это маленькой победой, хочется надеяться, что зернышко, посеянное на уроке в души моих второклассников, прорастет и добрый урожай.

Конечно, в этой своей практике я шла методом проб и ошибок, порой преодолевая свои страхи и комплексы, а порой идя у них на поводу. Мыслями о неудачах я тоже хочу поделиться.

Изучение модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» заставило меня   задуматься над тем, правильно ли я оцениваю своих учащихся на уроке? Ведь я просто выставляю отметки ученикам, не задумываясь над тем, как улучшить процесс обучения. Именно поэтому на данном уроке я использовала такие стратегии оценивания, как словесная похвала учителя, «Большой палец», потому что именно эти формы понятны и приятны детям младшего школьного возраста. Я могу сделать вывод, что дети достаточно объективны в оценивании, и я могу опираться на их наблюдения при выведении суммативной оценки за урок. На данном уроке я ограничилась выставлением оценок за урок наиболее активным ученикам, чьи идеи помогали продвигаться в ходе обучения, кто проявил себя при презентации, а также обратной связью и интервью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.