Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планирование урока включает в себя следующие этапы.



 

Технология подготовки урока. В технологии подготовки учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки, куда заносит новейшие сведения, проблемные вопросы и задания, тесты и другие дидактические материалы.

Подготовительная работа сводится к адаптированию учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой модели организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Диагностика заключается:

· в определении всех условий проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока;

· в анализе затрат времени – на повторение (актуализацию) опорных знаний (5-7 мин.), усвоение новой информации (10-15 мин.), закрепление и систематизацию (5-7 мин.), контроль и коррекцию знаний, умений (5-7 мин.), подведение итогов урока (3 мин.).

Прогнозирование направлено на разработку и оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию, а если нет, педагог конструирует более совершенную модель организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) – это завершающая стадия подготовки урока, создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления (план урока) – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу урока, по какой схеме перестроить процесс при возникновении заранее предусмотренных затруднений и т.д. В плане урока необходимо четко и конкретно определить управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные конспекты урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными,можно переходить к сокращенным планам урока, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

Планирование урока включает в себя следующие этапы.

1. Определение места, значимости и содержания урока в системе уроков, в разделе, в курсе «Окружающий мир» на основе анализа программы и школьного учебника. Каждый урок – это «звено в цепи уроков». Необходимо установить связь текущего урока с содержанием непосредственно предшествовавших и последующих уроков: определить «сквозные» проблемы, идеи, пронизывающие ряд тем или разделов курса. На основе анализа программы выделяется система знаний темы (ведущие идеи, понятия, связи, закономерности).

2. Формулирование темы и целевых установок урока. На основе анализа программы и методических рекомендаций к школьному учебнику определяется тема и основная цель урока, которая обычно формулируется как дидактическая. Конкретизируются образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока.

В современных условиях не допускается определение задач урока через деятельность преподавателя в общей формулировке. Например: «Познакомить школьников с сезонными явлениями».

Необходимо формулировать задачи урока через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно надежно опознать. Это достигается построением четкой системы задач, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (см. программу «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. и др.). Например, образовательная задача «дать представление о телах и веществах» должна быть развернута в перечень возможных учебных результатов (ученики должны: различать тела и вещества, приводить примеры твердых, жидких и газообразных тел природы, характеризовать существенные свойства природных тел и явлений, применять знания на практике – оперировать моделями, иллюстрирующими дискретное строение тел и веществ).

3. Проектирование содержания урока по этапам. На каждом этапе нужно четко определить оптимальные методы, формы, средства деятельности педагога и учащихся. Необходимо предусмотреть смену контрастных видов деятельности младших школьников через 7-10 минут при сохранении образовательной доминанты.

 

Алгоритм разработки содержания комбинированного урока по этапам

 

Этап урока Содержание плана (конспекта) урока
Проверка знаний и умений (актуализация) Необходимо определить, какие ранее изученные знания и освоенные умения важно актуализировать, систематизировать и обобщить в связи с изучением новой темы. Четко формулируются вопросы и задания учащимся с указанием способов, форм и средств проверки (фронтальная беседа, письменная самостоятельная работа с использованием перфокарт и т.д.).
Сообщение темы, цели и задач урока Формулируется вывод, связывающий содержание проверки с новой темой. Формулируются задачи урока для учащихся. Необходимо показать ученикам, чему они должны научиться; где будут нужны знания по новой теме; Что нужно сделать, чтобы изучить новый материал? Формулируется учебная проблема (проблемное задание), подводящая к осознанию необходимости изучения (открытия) новых знаний и способов действий.
Изучение нового материала Приводятся фрагменты учебного материала с указанием способов и средств их предъявления на уроке. Четко формулируются вопросы и задания с предполагаемыми ответами учащихся и способами выполнения. При этом указываются средства, формы, методы и приемы работы учителя и учащихся. Цитируемые в ходе урока фрагменты учебного материала и другие дополнительные материалы рациональнее выписывать на отдельных карточках. Они могут неоднократно использоваться в разных учебных ситуациях и храниться в каталоге дидактических материалов.
Закрепление и систематизация знаний и способов действий Разрабатываются вопросы, требующие активной мыслительной деятельности, и задания, направленные на применение знаний в учебной практике. Приводится содержание беседы по основным вопросам темы, формулируются задания для работы с учебником, предлагаются приемы работы с обобщающими схемами и сравнительными таблицами. Можно использовать вопросы и задания из учебников и тетрадей.
Контроль и коррекция знаний и способов действий Разрабатываются контрольные вопросы и задания: тесты с выбором ответа и свободным ответом, задания на группировку, проблемные вопросы, логические задачи и т.п.
Информация о домашнем задании Формулируется инвариантная часть задания: указываются конкретные тексты учебника и задания в тетради, приемы самостоятельной работы учащихся. Разрабатывается вариативная часть: дифференцированные задания для индивидуальной подготовки учащихся с указанием дополнительных источников информации.
Подведение итогов урока Формулируются вопросы, требующие соотнесения целевой установки урока с его содержанием и результатами обучения. Необходимо конкретизировать ведущие идеи урока и основные понятия темы, уточнить приемы и средства учебной работы на уроке.

 

План (конспект) урока необходимо оформить по следующей схеме:

Тема урока, автор программы, класс.

Тип урока.

Цель урока:

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.

Оборудование и материалы к уроку.

Схема оформления доски.

Список использованной литературы.

Ход урока:

 

Этапы урока (с указанием времени) Деятельность учителя (методы и средства преподавания, познавательные задания ученикам) Деятельность учащихся (приемы учебной работы, предполагаемые ответы) Самоанализ (что удалось, что следует изменить)
       

 

Важнейшими признаками любого типа урока являются его сущность и конкретное назначение, взаимосвязь с другими формами обучения. Эффективность урока зависит от четкого определения целевых установок; от гармоничного сочетания интеллектуальной, практической и коммуникативной деятельности; от использования современных средств и способов передачи информации. Планируя урок, учитель должен продумать условия развития ведущей деятельности как важнейшего фактора развития младших школьников

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.