Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Светлакова Татьяна. курс пед.изо. Арт-живопись



Светлакова Татьяна

3 курс пед.изо

Арт-живопись

13 мая 2017 года мы, студенты ИИиД, совместно с преподавателями кафедры теории и методики преподавания ИЗО, традиционно провели ежегодную творческую акцию, темой которой являлся «Автопортрет в пространстве образованиЯ». «Я» – такой, какой я есть не на фотографиях, поглотивших социальные сети, а «я» настоящий, обычно скрытый от внешнего мира. В наше время технологий стало трудно отличить искреннее и натуральное от фальши, поэтому стала актуальной проблема самовыражения, самоидентификации и самопознания. Через автопортрет мы показываем детям еще один способ изучения собственного «Я».

Я участвовала в разработке важной части проекта – мастерской «Арт-живопись». Наша группа решила, что будет актуально с позиции проектной идеи раскрыть тему через переживания и эмоции ребенка. Ведь все-таки автопортрет – не просто внешность. Это то, что за ней таится – свое видение на мир, своеобразное для каждого человека, для каждой личности. То, что происходит за пределами сознания, уникально, как отпечаток пальца, только одно-единственное на весь мир. Это то самое, что отличает нас друг от друга. Не это ли истинный автопортрет?

Примерная концепция мастерской появилась сразу – мы с самого начала точно знали назначение и идею, структуру и план работы. Конечно, на этом этапе не было серьезных проблем, сложнее было собрать и организовать рабочую группу для решения вопросов – не все были морально и физически готовы к проведению акции. Но этот этап был успешно пройден благодаря взаимоподдержке и мотивации, и вместе мы обсудили и спроектировали визуальное и музыкальное оформление мастерской, разделили мастерскую на четыре части: «Портрет настроения», «Мне нравится», «Мои страхи» и «Мой гнев». Тогда же решили вопрос с организационной формой деятельности и разбились на пары. Первые две группы было поручено вести Алене и Лере, а другие две – мне с Маргаритой.  Соответственно темам выбрали разные техники: это и коллаж, и работа пятном, и дорисовывание брызг и пятен, и использование теста Люшера.  

Мы сошлись на том, что вся работа должна строиться на принципах арт-терапии. Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основывающийся на творческом самовыражении личности и направленный на исцеление психики, самопознание и самоактуализацию. Цель арт-терапии в первую очередь состоит в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции, а те работы, которые они создают в процессе, имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали. Я знала, что занятия должны быть направлены не на результат, а на процесс, поэтому составила сценарии-диалоги для каждой из четырех групп, ориентированные на активный диалог с детьми. Я ярко представляла себе, как это должно выглядеть, что я могу сказать детям, что дети могут ответить мне, что нужно сделать и как подать себя, чтобы дети видели меня как педагога. На основании этого выстраивала список вопросов к аудитории, и в итоге сценарий состоял практически только из них. При обдумывании шла по стандартному плану – обязательно должно быть вступление, основная часть, заключающаяся в творческой работе, и заключение, рефлексия и оценка своей работы на занятии. Я основывалась на том, что для начала важно расположить детей к себе, познакомиться с ними. Затем нужно ненавязчиво ввести их в атмосферу именно этой мастерской, так как мыслями они еще в только что прошедшей. У одной группы мы спрашивали, какие эмоции они испытывают от сегодняшнего дня, у второй – готовы ли они рассказать о своих страхах, третья группа делилась с нами моментами из жизни, в которых они чувствовали себя неприятно и раздраженно, а с четвертой мы обсудили ежедневные маленькие радости человека. После разговора они сами выводили тему мастерской и радовались, что у них получилось это с первого раза. Мы интересовались впечатлениями детей об уже пройденных этапах, их настроением и эмоциями, активно выводили даже молчаливых и скромных детей на диалог. Затрагивались довольно актуальные темы, и никто не остался незамеченным и невыслушанным.

После создания благоприятного эмоционального фона уже можно было переходить к непосредственно творческому процессу – мы объяснили задание, показали технику и ответили на заданные вопросы. Ученики с энтузиазмом подошли к работе, не было стеснения и каких-либо психологических барьеров, чего мы опасались заранее. В процессе я подходила к детям, спрашивала, что они изображают, а они доверительно объясняли свой замысел. Это общение понравилось даже больше, чем все остальное – оказывается, дети очень интересные. У них много странных мыслей и фантазий, которые в голову обычному взрослому человеку даже не пришли бы. На их работах – летающие пончики, темнота подвала с крысами, всплеск красок дня рождения… В какой-то степени это меня даже вдохновило, и они с любопытством смотрели, как я подсела работать на свободном листе вместе с ними – так хотелось выразить и свои впечатления тоже. Каждая группа отличалась друг от друга, но в каждой царила та непередаваемая творческая атмосфера, все общались, шутили и одновременно намешивали краски, чиркали фломастерами, рвали и мяли бумагу. Было шумно, и я считаю это показателем активного включения в работу. Также дети оценили аудиосопровождение: две девочки из разных групп спросили, что за музыка тогда играла. Это была небольшая подборка композиций Stefano Guzzetti. Одна из девочек даже записала название и обещала послушать дома.

Последний этап работы с каждой группой – рефлексия. Мы спрашивали детей, что им понравилось, а что нет, какой этап работы запомнился больше. В группе «портрета страхов» детям больше запомнились те три минуты, в течение которых они представляли свои страхи под пробирающую страшную музыку. В группе «портрета гнева» детям понравилось мять и рвать бумагу: «Мне прикольно рвать. Нам всегда учителя и родители говорили, что портить бумагу не надо, но это так успокаивает! Я лучше бумагу порву, чем что-нибудь еще, ее не жалко. А потом я из нее еще что-нибудь красивое сделаю». Ученики так же оценили и то, что «не нужно рисовать красиво, тут не это не главное».

Касаясь минусов нашей работы, я бы отметила неуверенность поначалу. Не у всех был опыт работы с детьми, поэтому все-таки были опасения, что что-нибудь пойдет не так. Но в процессе работы мы заразились оптимизмом учеников, поверили в свои силы и вели себя уже более свободно. Проблемные моменты мы продумали заранее, заготовили запасные комплекты художественных принадлежностей для детей, у которых их не окажется. Поэтому я считаю, что в этом плане все прошло гладко. Были и проблемы, от нас не зависящие. В последний момент оказалось, что наша аудитория, уже оформленная, оказалась занята в день проведения акции, но нас об этом не предупредили. Пришлось быстро сориентироваться в ситуации, найти свободную аудиторию, перенести оформление. Я отнеслась к этому спокойно – мало ли какие проблемы могут случиться. Главное, что место для мастерской мы нашли, хоть и не настолько большое по площади, на какое мы рассчитывали изначально.

Подводя итог, скажу, что проект для меня, как будущего учителя, оказался довольно-таки полезным. Я обнаружила свои слабые и сильные стороны, развила ключевые компетенции педагога – в первую очередь, проектировочную, коммуникативную, предметную, а также поняла, как нужно организовывать практическую деятельность относительно ожидаемого результата.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.