Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Рахманинов Фортепианное творчество



С. Рахманинов Фортепианное творчество

Музыкальные моменты ор. 16 (1890-е годы)

Рахманинов вслед за Шубертом обращается к жанру музыкального момента. «Музыкальные моменты» - это цикл из 6 пьес, объединённых по принципу контраста. В качестве трагической кульминации выступает музыкальный момент № 3 h-moll, драматической кульминации - № 4 e-moll. Жизнеутверждающий финал - № 6 C-dur.

24 прелюдии

(прелюдия ор.3 № 2, 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор.32)

1. Рахманинов продолжает развитие жанра прелюдии вслед за Шопеном. Однако, по сравнению с шопеновскими миниатюрами прелюдии Рахманинова характеризуются следующими особенностями:

 

Ф. Шопен С. Рахманинов
- Прелюдия самостоятельна (не является вступлением к фуге) - Прелюдия самостоятельна (не является вступлением к фуге)
- Прелюдия кратка - Прелюдия масштабна
- Воплощает один образ, одно эмоциональное состояние - Воплощает два контрастных образа, два состояния
- Тональный план по квинтовому кругу - Тональный план отсутствует
- Цикл един, есть традиция исполнения 24-х прелюдий в одном концерте - Тенденция к распаду цикла, нет традиции исполнения 24-х прелюдий в одном концерте
- Прелюдии написаны в простых формах, в форме периода - Прелюдии преимущественно написаны в сложных 2-х и 3-хчастных формах

 

2. Образные и жанровые сферы 24-х прелюдий Рахманинова:

 

Образные сферы Жанровые основы
- восторженно-экстатическая сфера, радость, весеннее обновление – ор. 23.№ 2 B-dur - песня – ор. 23 № 1 fis-moll, ор. 23 № 4 D-dur, ор.23 № 6 Es-dur, ор.32 № 12 gis-moll
- трагическая сфера, отражает настроения эпохи – ор. 32 № 10 h-moll - марш – ор. 23 № 5 g-moll
- созерцательная сфера – ор. 23 № 4 D-dur - хорал – ор.3 № 2 cis-moll, ор. 32 № 10 h-moll
- драматическая сфера – ор. 23 № 5 g-moll - токката – ор.23 № 7 c-moll

 

 

3. Особенности музыкального языка:

- полифонизация музыкальной ткани: Рахманинов «вплетает» выразительный мелодический голос в среднем пласте фактуры (трудность для исполнителя: нужно прослушать и верхнюю, и среднюю, и нижнюю фактурные линии);

- фактура многозвучная, наполненная; фортепиано трактуется как оркестр;

- гармонический язык красочный, выразительный.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.