Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ



ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

М.Л. Теодорович

Проблемы снижения и предотвращения бедности продолжают оставаться ключевыми вопросами государственного управления. Тем не менее регулирование неравенства в материальном положении не может осуществляться эффективно, находясь в зоне ответственности лишь государственных структур. Эффективность реализации стратегий преодоления бедности достигается только в результате создания социально-экономического механизма, состоящего из трех основных частей: общественного мнения, представленного третьим сектором; государственных органов разных уровней, объединенных в рамках исполнения единого национального проекта, и социально ответственного бизнеса, заинтересованного в развитии среды своей жизнедеятельности.

Одним из направлений запуска подобного механизма преодоления бедности является создание особого общественно-политического дискурса, активизирующего общественное сознание. Ни замалчивание проблем, ни деструктивная критика существующего положения дел в социальной сфере не позволяют эффективно решать проблемы повышения уровня жизни населения. Необходимо создать такую социально-политическую ситуацию, в которой обсуждение социальных проблем бедности способствовало бы активизации социальной работы и благотворительности, повышало социальную значимость и престижность социальной помощи, создавало такую новую социальную ценность, как забота об обществе и его наиболее нуждающихся членах. Важную роль в создании социально-экономического механизма преодоления бедности играют средства массовой информации. Несмотря на то что общественные отношения не могут быть прямым следствием воздействия СМИ, тем не менее средства массовой информации формируют представление о бедности в общественном мнении и могут либо активизировать общественный контроль над действиями государственных структуру и бизнеса, либо снижать его значимость.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СМИ

Международное научное сообщество имеет наработки в сфере изучения влияния СМИ на формирование общественного мнения о бедности [2–7]. В сентябре 2008 г. британскими учеными было проведено исследование «Медиа, бедность и общественное мнение в Великобритании» [8]. В рамках исследовательского проекта анализировались статьи и передачи ведущих СМИ Великобритании, а также проводились интервью с экспертами, представляющими различные СМИ – журналистами, редакторами и менеджерами. На базе исследования были сделаны следующие выводы:

- Освещение проблем бедности находится на периферии информационного пространства СМИ, они явно уступают по информационной представленности основным сюжетным линиям. Причины и последствия бедности исследуются редко.

- Новостные, тематические передачи и публикации о бедности как социальном явлении упоминают редко, фокусируясь в большей степени на демонстрации образа жизни конкретных людей, испытывающих лишения. Основной тенденцией является показ чрезвычайных ситуаций c выдвижением на первый план персональных недостатков бедных людей. Некоторые документальные фильмы были посвящены освещению несправедливости бедности и сложных жизненных обстоятельств бедных семей, но, как правило, эти материалы предназначались ограниченной аудитории зрителей.

- В средствах массовой информации бедности в развивающемся мире уделялось значительно больше внимания, чем бедности в Великобритании. Представление о бедности в общественном сознании англичан формируется в первую очередь на базе описания чрезвычайной бедности вне пределов Великобритании.

В заключение отмечается, что СМИ могли бы повлиять на процессы формирования общественного мнения с целью повышения эффективности и расширения социальной базы поддержки инициатив, направленных на борьбу с бедностью.

Крупномасштабное российское исследование, посвященное отражению бедности в СМИ, было проведено в марте 2006 г. [1, c. 68]. Контент-анализ, проведенный с использованием электронной базы данных «Интегрум», включал 2 549 изданий за период с 1995 по 2005 год. В основе проведенного анализа лежит методика построения семантических кластеров, позволяющих выявить основные словосочетания. Основным выводом, сделанным авторами, является взаимосвязь между интенсивностью использования понятия бедность и политическими событиями предвыборного характера [1, c. 72].

Проведенное нами осенью 2008 г. исследование методически не является аналогом британского, тем не менее качественное сопоставление полученных выводов позволяет более глубоко исследовать проблему отражения бедности в СМИ. Для анализа контекстов освещения бедности в центральных российских средствах массовой информации были отобраны по одному представителю центральных российских источников: телевидение - телеканал «Вести РТР», радио – «Радио России», печатные СМИ – «Комсомольская правда». Анализу был повергнут поток информации в период с 15 мая по 15 ноября 2008 года. Основным критерием отбора статьи для включения в контент-анализ стало упоминание в ней терминов, входящих в тезаурус описания бедности. В результате было отобрано 294 материала СМИ, что составляет примерно 1,2 % от всего объема информации, прошедшей за рассматриваемый период по данным источникам.

Метод многомерного контент-анализа в отличие от построения семантических кластеров позволяет не только провести расчет частоты встречаемости терминов и словосочетаний, но и выделить сюжетные линии, образуемые устойчивыми паттернами слов, собираемыми на основе применения факторного анализа к массиву частот встречаемости семантических рядов [там же, c. 68]. Применение многомерного контент-анализа позволило выделить 15 факторов, соответствующих 15 сюжетным линиям, формирующим информационное пространство освещения бедности для российского читателя. В свою очередь, факторы по тесноте связей объединяются в три основных направления (см. рисунок).

Наиболее дифференцированным подходом к освещению проблем бедности в СМИ является социально-гуманитарный, объединяющий описание состояния социальной сферы с этическими мотивами и социологической рефлексией. Среди потока информации о бедности материалы подобной направленности составили 83 %. Экономические аспекты бедности поднимались в 63 % публикаций и передач. Экономический ракурс реализовывался в широких рамках от обсуждения бедности в контексте мирового кризиса до анализа проблем сельского хозяйства и бюджетов домохозяйств.

Наименее выражен в российском информационном пространстве политико-управленческий контекст решения проблем бедности, ему посвящены 44 % материалов. В одном и том же материале могут затрагиваться несколько направлений одновременно, поэтому сумма указанных процентов превышает сто.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД

Традиционной культурно-гуманитарной рамкой обсуждения бедности в России является работа социальной сферы, общественная функция которой видится в смягчении последствий материального расслоения общества. Тем не менее следствием ориентации СМИ на «горячий», привлекающий внимание материал является более частый показ бедности в контексте преступности. Преступность в России рассматривается и как причина, и как следствие бедности. Бедность как причина преступности тесно взаимосвязана с криминальным миром и бытовой преступностью, отягощенной алкоголизмом и наркотиками. Тон большинства публикаций носит негативный характер, способствующий маргинализации представителей социального дна и формированию скорее неприятия бедности и бедных, чем социального механизма помощи. Попытки создания низового механизма саморегуляции социальных взаимоотношений и активизации сетей взаимопомощи просматривается в сюжетах о семьях и детях. Трудное положение бедных детей однозначно подается как проблема родителей, злоупотребляющих алкоголем и прибегающих к наркотикам. Соответственно, материалы, посвященные детской бедности, носят скорее морально-этическую направленность, демонстрируя эксклюзию бедных подростков из молодежной среды и стратегии формирования девиантного поведения в раннем возрасте.

Однако сложности возникают не только в бедных семьях. Наличие в семье двух и более детей приближает семью со среднестатистическими доходами к зоне риска вхождения в бедность вследствие возникновения чрезвычайной ситуации – болезнь взрослого или ребенка дестабилизирует материальное положение семьи. Рассказ СМИ о подобных историях зачастую сопровождается просьбой оказания помощи героям публикаций, информацией о способах оказания такой помощи, приводятся контактные данные, номера счетов для перечисления средств. В этом случае СМИ выполняют информационную и координационную роль в низовой самоорганизации граждан для социальной помощи.

С вопросами воспитания детей тесно связаны проблемы российской системы образования как социального лифта выхода из бедности. Проблемы образовательной системы освещаются в двух тесно взаимосвязанных плоскостях: доступности и дифференциации образовательных услуг. С одной стороны, отмечается ограничение доступности образования для бедного населения, а с другой – деградация самих образовательных учреждений, расположенных в депрессивных районах. Образуется замкнутый круг: резкое расслоение учебных заведений по уровню привлекаемых ресурсов способствует ухудшению доступности качественного образования для малоимущих слоев населения. При этом, как правило, депрессивный характер территории, наличие комплекса проблем бедности в образовательной сфере и семьях лишь констатируются, описываются проявления и следствия этого комплекса, но не причины самой бедности.

На современном этапе в России доля бедного населения среди пенсионеров практически полностью зависит от размера государственных пенсионных выплат, поэтому освещение проблем работы пенсионной системы во многом является отображением разработки государственной стратегии преодоления бедности в этой среде. Тем не менее ключевым моментом освещения этой проблемы является практически полное отсутствие участия общественного мнения в принятии решений. Освещение связанных с бедностью проблем старшего поколения, пенсионеров, носит формальный характер. Основное внимание уделяется деятельности государства по реформе пенсионной системы и информированию граждан о существующих и новых возможностях формирования собственных пенсионных накоплений. Тональность большинства публикаций о пенсионной реформе положительна, однако в СМИ встречаются и критические отзывы экспертов о начинающейся реформе. Тем не менее СМИ слабо выполняют функции формирования механизма обратной связи между принимающими решения и получающими эффект от этих решений. Такая задача практически не ставится. Одним из примеров попыток формирования общественной дискуссии по проблематике социальной защиты малообеспеченных, в частности, пожилых людей, являлась идея введения государством карточек на некоторые виды продовольствия. Как и в случае с работой пенсионной системы, в СМИ доминировали оценки государственных чиновников и экспертов и практически отсутствовали мнения общественных организаций, способных контролировать распределительный процесс и самих потенциальных получателей карточек. Наряду с обсуждением общих вопросов пенсионного обеспечения и проектов реформ федерального уровня некоторое внимание СМИ уделяется и отражению повседневной жизни пенсионеров. В таких публикациях описываются трудности, с которыми сталкиваются пенсионеры и дается информация о возможностях, открывающихся для пожилых жителей на городском уровне. Как правило, публикации, посвященные проблемам, концентрируются именно на местном или региональном уровне, и ответственность за неурядицы возлагается на городские или региональные власти.

Специфически российским контекстом отражения бедности, значительно реже встречающимся в зарубежных СМИ, является сопоставление жизни богатых и бедных россиян. При этом мир богатства, как правило, отражается в форме описания богемы. Тема социальной справедливости получаемых доходов в российской прессе и общественном сознании имеет явный нисходящий тренд, но продолжает оставаться актуальной и активизирующейся в кризисные моменты развития социально-экономических процессов.

Функцию аналитико-рефлексивного контекста выполняют социологические материалы, которые являются одной из главных форм привлечения общественного мнения к бедности и ее причинам, что практически не просматривается в экономическом и политикоуправленческом направлениях.

Несмотря на ограниченные возможности массовых СМИ по трансляции социологических данных, выводов и теорий, их присутствие в информационном пространстве позволяет заметно повысить как уровень объяснений происходящих процессов, так и критичность восприятия социальной реальности.

Простейшая форма присутствия социологии в информационном поле освещения бедности – предъявление результатов социологических исследований в виде процентных показателей. Тем не менее предъявляемые социологические данные, получаемые с применением различных методик, дают широкий разброс, что позволяет по-разному трактовать актуальность процессов бедности в России. Социологическое сообщество пока редко выполняет функции инициатора программ, направленных на борьбу с бедностью.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ

Среди экономических материалов непосредственно тема бедности обсуждается достаточно редко. Как правило, бедность рассматривается как следствие тех или иных экономических процессов. В течение анализируемого периода основное внимание СМИ уделялось описанию мирового финансового кризиса и его последствий – увеличению уровня бедности во многих странах, участию России в помощи пострадавшим от кризиса государствам. Преодоление бедности не выделяется в качестве отдельной проблемы. Она рассматривается в контексте освещения таких государственных программ, как изменение в структуре расходов бюджета, финансовые вливания в российскую экономику с целью предотвращения последствий кризиса, снижение уровня доходов населения в целом, а не только бедных слоев.

Наибольшее внимание печатных и телевизионных СМИ привлекает реальная или потенциальная бедность в различных странах, усиливающаяся в результате развивающегося кризиса. Подробное рассмотрение возникающих в результате кризиса проблем в странах Запада, констатация снижения уровня жизни и повышения уровня бедности происходит на фоне почти полного отсутствия публикаций о ситуации в России.

На основе имеющихся в российских центральных СМИ публикаций создается картина, согласно которой мировой финансовый кризис, довольно существенно отразившийся на ситуации в других странах, практически не затронул благополучную ситуацию в России, почти не повлиял на уровень жизни ее граждан, в том числе малообеспеченных слоев населения. Проблема бедности согласно публикациям СМИ в связи с этим не стала актуальной проблемой.

Часть публикаций центральных российских СМИ посвящена проблеме питания, обеспечения продовольствием. Но опять же данная проблема рассматривается отстраненно: подавляющее большинство подобных репортажей телевизионных СМИ, а также публикаций печатных СМИ посвящены подробному рассмотрению этой проблемы, попыток ее решения в других странах, в ЕС.

Отдельные публикации все же рассматривают сложившуюся в стране ситуацию, выделяя положение России по сравнению с другими странами как выгодное (в России продовольствия достаточно). Главный вывод позитивно настроенных СМИ – дефицит продовольствия в результате мирового финансового кризиса стране не грозит.

Проблема недостаточного питания малообеспеченных слоев населения России в публикациях центральных российских СМИ практически не упоминается. Немногочисленные материалы, посвященные качеству питания малообеспеченных слоев населения, говорят о предполагаемых мерах со стороны государства по недопущению ухудшения существующего положения. При этом «существующее положение» не детализируется.

Проблема инфляции и продолжающегося роста цен, влияние этих процессов на положение малообеспеченных слоев – одна из немногих тем, когда имеющиеся публикации посвящены в большинстве своем ситуации внутри страны, а не только за ее пределами. Тема инфляции обсуждается в СМИ наиболее разносторонне. Помимо официальной успокаивающей точки зрения, представлена и противоположная точка зрения экспертов, причем в некоторых публикациях приводятся аналитические выводы, объяснения причин этого явления. Инфляция, постоянный рост цен, в том числе на продукты первой необходимости – одна из немногих тем, при обсуждении которой средства массовой информации (причем не только печатные СМИ, но и телевидение) затрагивают проблему бедности напрямую, используя данные статистики. Публикуется информация о возможном увеличении числа бедных в стране в связи с ростом цен на социально значимые товары, продукты, при этом внимание акцентируется на том, что для этой категории населения такой рост цен наиболее заметен, существенен.

В немногочисленных публикациях, посвященных уровню оплаты услуг ЖКХ, поднимается, но не находит значимого ответа проблема постоянного роста тарифов на подобные услуги. Вариант помощи малоимущим в решении данного вопроса в виде получения субсидии упоминается, но не расценивается как действенная мера по решению проблемы.

Таким образом, внимание СМИ к положению малообеспеченных в России в основном ограничивается публикацией количественных статистических показателей, тогда как ситуация в других странах, особенно в странах с более низким уровнем жизни, описывается более подробно.

ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ

В период с середины мая до середины ноября 2008 г. политико-управленческий контекст формировали четыре сюжета: два из них относятся к области внешней политики и два затрагивают российскую внутриполитическую проблематику.

Внутриполитическая составляющая информационного поля освещения проблем благосостояния бедности имеет два основных аспекта: региональный и центральный. Освещение в СМИ деятельности Президента Д. Медведева и премьер-министра В. Путина сочетает в себе как внутриполитические, так и внешнеполитические сюжеты. Одним из основных внутреннеполитических сюжетов, связанных с руководителями государства, стало обсуждение итогов первых 100 дней их пребывания в должностях.

Комментируя итоги первых 100 дней Д. Медведева на посту Президента, СМИ уделяли преимущественное внимание политико-административным и кадровым решениям нового президента, его действиям во время конфликта с Грузией. Большинство упоминаний Д. Медведева при обсуждении проблем бедности связано с международным контекстом.

Важнейшим документом, утвержденным правительством за анализируемый период, является концепция развития страны, содержащая задачи по преодолению бедности. В концепции предусмотрено достижение поставленных результатов за счет качественных изменений как в экономической, так и в социальной структуре российского общества. В экономике планируется избавление от нефтегазовой зависимости, а в социальной сфере – преодоление бедности, гармонизация социальной структуры. Деятельность Президента и главы правительства в контексте бедности не анализируется, упоминаясь лишь при сообщении о принятии решений, направленных на исправление ситуации в будущем.

На региональном уровне достаточно распространенным способом обсуждения проблематики бедности является анализ экономического положения регионов и благосостояния их жителей. Глубина этого анализа варьируется от простого сопоставления различных показателей и предъявления рейтингов до анализа факторов и причин экономического положения в регионах. Показатели экономического развития регионов обсуждаются и в связи с возможностью принятия Президентом решения о продлении или прекращении полномочий глав регионов.

Еще одно измерение сравнительного анализа положения дел в регионах – обсуждение уровня зарплат. Сопоставление доходов населения в региональном разрезе сопровождается информацией о заработных платах чиновников, в косвенной форме ставя вопрос о справедливости распределения государственных средств. При этом подчеркивается, что в рамках существующей схемы разделения бюджетных уровней у федерального центра нет прямых возможностей повлиять на зарплаты региональных чиновников, даже если они диспропорционально высоки по сравнению с доходами основной массы населения тех или иных регионов.

Вместе с тем существует и сфера, где именно бюджетная политика федерального центра определяет уровень доходов работников вне прямой зависимости от их регионального местоположения – это зарплаты сотрудников бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Отказ от Единой тарифной сетки и переход с 1 декабря 2008 г. на новую систему оплаты труда бюджетников федерального подчинения наиболее активно и подробно обсуждался в эфире Радио России.

В региональном контексте особое место занимают сюжеты, связанные с северокавказскими регионами России, в частности, Дагестаном и Ингушетией. Тональность сообщений СМИ из этих регионов весьма близка к той, что характерна для публикаций из конфликтных зон постсоветского пространства. Здесь бедность, социально-экономическое неблагополучие являются спутниками коррупции, острого политического и кланового противостояния, вооруженного насилия и терроризма. При этом бедность и социально-политическое неблагополучие формируют порочный круг, взаимно усиливая и подпитывая друг друга.

Внешнеполитическая тематика представлена в информационном поле освещения бедности несколько менее широко, чем внутренне политическая. Наиболее острой и значимой темой во взаимоотношениях на постсоветском пространстве в течение анализируемого периода был российско-грузинский конфликт. Тема бедности в описании этого конфликта освещается в ходе описания реалий жизни Грузии до и во время президентства Саакашвили. Социальная неоднородность грузинского общества описывается как важный фактор, определяющий позицию граждан Грузии относительно России. По мнению журналиста «КП», сторонниками Саакашвили являются наиболее богатые жители Грузии, в то время как симпатии основной массы населения (более бедного) находятся на стороне России.

Российско-грузинский конфликт активизировал внимание прессы и к другим зонам противостояния на постсоветском пространстве, связанным с проблемой непризнанных самопровозглашенных государств. В качестве примера журналисты «КП» приводят Нагорный Карабах, где многие города так и не восстановлены после войны, а жители, не находя работы, уезжают на заработки в Россию. Искать заработков в России вынуждены и многие граждане Таджикистана, Узбекистана, Молдавии.

Несомненно, заметным внешнеполитическим событием второй половины 2008 г. стали выборы президента США. В связи с предвыборной кампанией социальное и имущественное расслоение упоминались в качестве факторов, влияющих на поведение избирателей.

Проведенный анализ показывает, что освещение бедности как социальной проблемы имеет много общего в различных странах. Во-первых, это попытки СМИ сдвинуть акцент и актуальность проблемы за пределы страны, заместить образ бедного местного населения образом бедного населения других стран, выдвинув на первый план вопросы абсолютной, а не относительной бедности. Для развитой Европейской территории близким и понятным примером является жизнь населения в развивающихся странах, по уровню комфортности значительно уступающая европейским. Для населения России в качестве бедных подаются жители стран, входивших ранее в Советский Союз, а сегодня находящихся в зонах различного военного противостояния. И в том и в другом случае бедность подается как социально «чужое» явление, резко контрастирующее с общим положением внутри страны. Такой подход СМИ, с одной стороны, вносит свой вклад в повышение социального самочувствия и оптимизма, а с другой – не способствует формированию социального механизма преодоления бедности в стране за счет социальной активности и интеграции.

Во-вторых, бедность плотно вписана в социальную политику государства и во многом замыкается на рассмотрении решения этой задачи преимущественно государством без участия бизнеса и общественности. В Великобритании за счет более высокой развитости третьего сектора общественность активнее влияет на формирование локальных программ преодоления бедности. Однако, как отмечают эксперты, в периоды кризиса наблюдается сокращение подобной деятельности и тенденции к централизации. В России уровень развития третьего сектора практически не позволяет ему эффективно влиять на государственные программы преодоления бедности. Для России более характерен пока несистемный подход включения бизнеса в решение отдельных локальных проблем.

В третьих, и в британских, и в российских СМИ затрагивается проблема социальной справедливости. Однако, если в Великобритании она подается преимущественно в форме противопоставления поведения людей, заслуженно и не заслужено получающих социальную помощь, что способствует созданию общественной поддержки адресности социальной политики, то в России обсуждение социальной справедливости порой замыкается на противопоставление жизни богатых, незаслуженно получающих высокие доходы, и бедных, опустившихся на дно вследствие неэффективной государственной политики. Однако и в российских СМИ создаются механизмы смягчения этого противостояния путем выдвижения на первый план жизни богемы в качестве элемента, вызывающего общественное осуждение.

Подводя итог мониторингу СМИ, необходимо отметить, что в российском информационном пространстве присутствует множество элементов, которые могут быть включены в социальный механизм, способствующий преодолению бедности, но для реализации этого потенциала необходима целенаправленная работа по координации их взаимодействия и сознательному вовлечению в информационное поле всех элементов: государства, бизнеса, общественности и самих представителей малоимущих и неимущих групп.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.