Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 2. Тема:  Изучение, описание и определение минералов. Методические указания



                                          Практическая работа № 2

 Тема:  Изучение, описание и определение минералов

 

 Цель: научить студентов определять минералы по их физическим свойствам

       и визуальными признаками.

 

 Необходимые принадлежности:

           1) образцы минералов;

       2) шкала твердости Мооса;

       3) горный компас;

       4) соляная кислота.

 

                                          Методические указания

 

Изучая кристаллохимическую  классификацию минералов, студенты должны запомнить:

- принцип классификации;

- название классов;

- минералы, которые входят в класс, и их свойства.

Для изучения свойств минералов и лучшего их запоминания необходимо составить конспект описания минералов по таблице 1.

 

                                                 Ход работы:

 

В этой практической работе необходимо выучить и описать минералы следующих классов:

I. Самородные элементы: графит, сера, медь.

ІІ. Сульфиды: галенит, сфалерит, пирит.

ІІІ. Галоиды: галит, сильвин.

ІV. Окислы: кварц, гематит, магнетит.

V. Карбонаты: кальцит, доломит.

VІ. Сульфаты: гипс, ангидрит.

VІІ. Фосфаты: апатит.

VІІІ. Силикаты: каолинит, тальк, биотит, оливин.

ІX. Органические соединения: озокерит, янтарь.

 

Самородные элементы. Минералы этой группы состоят из одного химического элемента. В данное время в земной коре в свободном состоянии найдено около 50 химических элементов. Такие минералы не являются породообразующими, однако имеют большое практическое значение.

 

Сульфиды (сернистые соединения). Этот класс по количеству минералов занимает второе место после силикатов. Объединяет свыше 250 минералов. Многие минералы этого класса имеют очень важное промышленное значение. В химическом отношении представляют собой соли сероводородной кислоты.

 

Галоиды. В химическом отношении минералы этого класса представляют собой соли галоидно-водородных кислот: HCl, HF, HBr, HІ. Большинство из них имеют небольшую твердость, маленький удельный вес, стеклянный блеск.

 

Окислы. В химическом отношении окислы представляют собой соединение элементов с кислородом. Гидроокислы это окислы, содержащие гидроксильную группу ОН. Минералы этого класса по количеству занимают одно из первых мест и нередко имеют весьма большое промышленное значение.

 

Карбонаты. В химическом отношении минералы этого класса представляют собой соли угольной кислоты. Большинство из них являются породообразующими минералами. Все карбонаты вступают в реакцию (вскипают) с соляной и азотной кислотами с выделением углекислого газа. Минералы этой группы имеют невысокую твердость и небольшой удельный вес. Блеск чаще всего стеклянный.

 

Сульфаты - соли серной кислоты. Минералы этой группы имеют осадочное происхождение - это химические морские и озерные осадки.

 

Фосфаты в химическом отношении - соли фосфорной кислоты. Получаются при осадочных, магматических и метаморфических процессах. Из значительного числа минералов этого класса наибольшее значение имеет апатит.

 

Силикаты являются важнейшими породообразующими  минералами. Они имеют сложный химический состав и строение. Установлено, что в структуре каждого силиката кремний находится в центрах тетраэдров, вершины которых заняты кислородом.

 

Органические  соединения. К этой группе относятся минералы, которые есть солями различных органических кислот, битумами и смолами, образовавшихся за счет остатков живых организмов и продуктов их жизнедеятельности. Они имеют широкое распространение в природе, но мало изучены (мелит; парафин, который переходит в озокерит; янтарь и др.).

 

                                                                                                                                            Таблица 1.

 

№ пп Название минерала Хим. формула Твердость Цвет Цвет черты Блеск Излом, спайность Плотность Происх. Прак. значение

 

                                               Контрольные вопросы:

1. Перечислить минералы класса самородные элементы. Какие свойства характерны для этого класса?

2. Перечислить минералы класса сульфиды. По каким физическим свойствам можно определить эти минералы?

3. Перечислить минералы класса галоиды. По каким  физическим свойствам можно определить эти минералы?

4. Перечислить минералы класса оксиды. По каким физическим свойствам можно определить эти минералы?

5. Перечислить минералы класса карбонаты. По каким физическим свойствам можно определить эти минералы?

6. Перечислить минералы класса сульфаты. По каким физическим свойствам можно определить эти минералы?

7. Перечислить минералы класса силикаты. По каким физическим свойствам можно определить эти минералы?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.