![]()
|
|||
ФОРМЫ ЗНАНИЙФОРМЫ ЗНАНИЙ 1. Донаучное (накопление опыта) 2. Паранаучное (от греческого pará — возле, мимо, вне: алхимия, астрология, уфология и т.д.) 3. Лженаучное (сознательное искажение фактов) 4. Антинаучное (утопические и искаженные представления о действительности) 5. Научное знание
УРОВНИ ПОЗНАНИЯ: 1. Чувственное 2. Рациональное
Чувственное познание –познание, построенное на получении информации органами чувств. Мозг получает, классифицирует и сохраняет полученную информацию, поэтому мы помним и воображаем больше, чем видим и слышим.
Формы чувственного познания: Ощущение –отражение отдельных свойств предметов, явлений, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств (форма, цвет, запах и т.д.) Восприятие –целостный образ предмета, явления, процесса. Предмет (явление) выделяется из окружающей действительности целиком. Представление –обобщенный образ предмета(явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью представлений человек может сформировать мнение о предмете (явлении), который он никогда не видел.
Особенности чувственного познания: 1. Связывает человека с предметным миром. 2.Пассивно, т.к. человек не может изменить данные органов чувств на уровне ощущений. 3.Человек способен только фиксировать свойства и образы, но не проникает в суть предметов и явлений. 4.Многие процессы и явления не доступны чувственному познанию (вера, идея, убеждение и т.д.) Рациональное познание –процесс получения знаний о действительности с помощью мыслительных операций.
Формы рационального познания: Понятие –мысль, утверждающая общие, существенные свойства предмета (явления). Т.е. некий класс предметов или явлений (живопись – художественное произведение, выполненное на плоскости). Характеризуется объемом (класс предметов, выделенных и обобщенных в понятии) и содержанием (конкретные отличительные признаки). Чем больше объем, тем менее конкретно содержание. Например: понятие «революция» определяется как коренное, качественное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Это понятие с большим объемом, оно включает социальные, технические, научные и др. революции. Если взять менее объемное понятие «научная революция», то получим множество конкретных признаков, определяющих его содержание: старые научные представления замещаются новыми, появляются новые теоретические предпосылки, формируются методы, материальные средства, оценки и интерпретации, несовместимые со старыми представлениями.
Суждение -это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Суждение включает в себя понятие, а понятие раскрывается через суждение. Например, иконопись является видом религиозной живописи.
Умозаключение –мыслительная связь нескольких суждений и выделение на основе них нового, т.е. вывод. Например, живопись является видом искусства. Иконопись является видом живописи. Следовательно, иконопись так же является искусством.
Умозаключение формулируется при помощи
Индукции –от общего к частному. Например. Россия – федеральная республика. Следовательно, во главе этого государства стоит выборная власть. Это многонациональное государство, где народы сохраняют собственную государственность.
Дедукция –от частного к общему.
Аналогия –по образцу. Например, Во Франции во главе государства стоит избираемый президент. Франция является республикой. В США во главе выборный президент. Значит, США – республика.
|
|||
|