Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ



 

Веревочный курс (далее - "ВК") представляет собой серию тренинговых упражнений. "ВК" - это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В "ВК" нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт. "ВК" может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

 

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

 

Участники: оптимальное число участников в группе -15 человек.

 

Участники одеты в спортивную форму.

 

Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

 

Место проведения: большая территория включающая участки леса и спорт площадку. Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.

 

Обязательное требование "ВК": обеспечение для его участников безопасности.

 

Функции ведущего:

в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: "Разрешено все, что не запрещено", но участники должны сами догадаться об этом;

во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;

во время прохождения группой "ВК" поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

 

Рекомендации организаторам:

организаторами "ВК" должны быть взрослые, прошедшие "ВК" в качестве участников;

с целью обеспечения безопасности привлекать к оборудованию мест упражнений специалистов по работе с туристическим снаряжением;

для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.

 

Варианты организации самоанализа:

После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании "ВК" в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения.

В середине "ВК" и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении "ВК" с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После "ВК" участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.

После всего "ВК". Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение "ВК" очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.

 

Обращение к участникам перед началом "ВК"

 

Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется "Веревочный курс". Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

 

Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

 

В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Но по условиям "веревочного курса" я имею право только повторно зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

 

Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.

 

Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.

 

Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы - справитесь, если будете одной командой.

 

Удачи!

УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

* Упражнения для участников должны проговариваться точно так, как они изложены ниже.

* Говорите медленно, ясно и спокойно, чтобы каждый понимал Вас.

* Если участники задают вопросы, только повторите упражнение, но не давайте подсказки ("ключи").

Если ребята продолжают задавать вопросы, например, просят Вас растолковать элементы упражнения или прямо спрашивают, какие пути решения можно использовать, тогда задайте команде четкий вопрос: "Вы хотите получить "ключ"?" Если "Да", Вы говорите - "Цена за него высока - после подсказки вы не имеете права разговаривать" Если команда все еще желает получить "ключ", Вы говорите подсказку - "Используйте больше командной работы!". Этот ключ универсален для всех упражнений.

Вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или давать участникам иные объяснения. Дайте команде возможность самостоятельно найти решение.

При выполнении упражнения команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

 

1. ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ, ОБЩИЙ, ОТКРЫТЫЙ, ЗАКОНЧЕННЫЙ ОПРОС.

Пример: что произошло во время этого упражнения? Ответы на вопросы будут также общими, например: "Было действительно смешно?" или "Помните, когда..... произошло?". Позвольте этой энергии израсходоваться. И переходите на другие вопросы.

 

2. ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ

Например: "Что вы узнали о себе во время этого упражнения?", "Что вы узнали о том, как они действовали как группа ?". Ответы могут быть более детальными :"Я заметил, что мы не внимательно слушали друг друга" и т.д.

 

Сделайте общие наблюдения, если это необходимо, чтобы помочь. Если участникам приходится трудно при адресовании особо сложных вопросов, поддержите их, вставив одно, два общих слова, замечания:" С одной стороны я заметил, что группа..."

 

3. ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ К ДРУГИМ ОБЛАСТЯМ ИХ ЖИЗНИ.

Например: "Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни... дома... в школе. на работе ?". Ответы могут соотноситься со специфическими обстоятельствами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, и которые они узнали здесь и могут привести к положительным изменениям в их жизни.

РАЗБОР ВЕРХНИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Когда вся ваша группа закончила всякое трудное упражнение, усадите всех в тесном удобном месте, чтобы начать разбор.

Начните с искреннего признания их как группы. Скажите им, что вы хотели бы услышать от каждого из них соответственно полученному опыту. Пройдите по кругу так, чтобы каждый мог иметь возможность высказаться. Это поможет перенести высокое упражнение в реальный мир.

Пусть они выражают свой опыт, и что они узнают из него. Обратитесь к тому моменту, когда они принимали решение, путь к нему и борьба за это решение.

Некоторые вопросы, которые вы могли бы задать:

На что было похоже быть там? Как вы принимали свое решение? Что происходило у вас в мыслях? Пусть расскажут о тех чувствах, которые они пережили, столкнувшись с проблемой, как они ее решали.

Вы хотите дать им возможность облечь в слова их опыт. Облечение этого опыта в слова поможет им сделать так, чтобы опыт казался реальным в тот момент, когда они достигли земли. Помогите им найти то, что они узнали из опыта и как это соотносится с их повседневной жизнью.

Если участник вашей команды решил не участвовать в высоком элементе, то важно, чтобы он был вознагражден в той же степени, что и любой другой. Способ вознаградить - это сказать: "Я хотел бы отметить вас за мужество сделать то, что вы считали правильным для себя."

Важно, чтобы участники действительно получили признание. Оно должно идти от сердца. Пусть они знают, какую большую работу они сделали.

Пусть они не осуждают, что они сделали, если они начнут говорить: "Мне, пожалуй, следовало бы...". Тут напомните им, что они боролись за это, что это то, что важно, они видели свои проблемы и боролись за них.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.