Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Химический - закладка химических индикаторов в воздушный стерилизатор «стериконт» при каждой стерилизации вклеиваются в журнал стерилизации. В биксы закладываются «стеритесты».



 

Материал для подготовки к экзамену по теме:

«Инфекционная безопасность,

инфекционный контроль»

1.Дезинфекция.

Методы  дезинфекции мед. инструментария

 

Дезинфекция – это уничтожение всех видов микроорганизмов, кроме их споровых форм.

 

Методы дезинфекции: физический, химический.

Физический метод:

- кипячение:

- в содовом растворе    - 15 минут;

- в дистиллированной воде - 30 минут;

- паровой      (1100С – 20 минут);

- воздушный (1200С – 45 минут);

 

Химический метод:

- спирт этиловый 700;

- деохлор;

- перекись водорода,

- аламинол;

- дюльбак;

- самаровка;

- мизоформин и др.

 

2.Предстерилизационная  очистка.

Способы  приготовления  моющего  раствора.

 

Предстерилизационная очистка инструментов проводится с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также остатков лекарственных препаратов.

Моющий раствор можно приготовить несколькими способами:

- раствор перекиси водорода (перегидроля), моющее средство; («Астра», «Прогресс», «Лотос»), вода питьевая.

- моющее средство 15 гр. (увеличиваем в 3 раза), вода питьевая;

- 2% содовый раствор (сначала в нем проводим дезинфекцию, а затем после остывания моем инструменты в этом же растворе, такой раствор используется однократно);

- совмещенная дезинфекция и предстерилизационная очистка некоторыми средствами (Аламинол, Самаровка, Дюльбак и др.)

3.Виды контроля качества предстерилизационной очистки.

Контролю качества предстерилизационной очистки подлежит 1% от обрабатываемого инструментария, но не менее 3-5 ед.

Проводится проба на наличие:

- крови – амидопириновая или азопирамовая;

- остатков моющего средства - фенолфталеиновая.

Если будет положительная проба на остатки:

- крови - повторяется предстерилизационная очистка (с более тщательной обработкой каждого изделия в моющем растворе);

- моющего средства – повторяется ополаскивание под проточной водой и дистиллированной водой.

 

4.Стерилизация. Методы стерилизации медицинского инструментария.

Стерилизация – это уничтожение всех видов микроорганизмов, в т. ч. их споровых форм. Стерилизации должны подвергаться все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными препаратами, а также отдельные виды диагностической аппаратуры, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистыми оболочками и могут вызвать их повреждение.

Существует несколько методов стерилизации: воздушный, паровой, химический, газовый, гласперленовый.

 

5.Методы, режимы стерилизации мед.инструментария.

Воздушный метод (в воздушном стерилизаторе) – режимы:

- 1800С – 60 мин.,

- 1600С –150 мин.

Паровой метод (паровой стерилизатор-автоклав) - режимы:

-                 - 2,0 атм. – 1320С – 20 минут;

- щадящий -1,1 атм. – 1200С – 45 минут.

Химический метод (различные средства, обладающие стерилизующим агентом):

- 6% перекись водорода:

- при 180С – 360 мин.;

- при 500С – 180 мин.;

- 8% лизоформин  – 60 минут;

- 20% раствор бриллианта – 90 минут и др.

Гласперленовый метод – стерилизуют цельнометаллические стоматологические инструменты, погружая их в среду стеклянных шариков, нагретых до 1900–2500С, время обработки указано в инструкции по эксплуатации.

Газовый метод – в промышленном производстве (например, одноразовые шприцы, системы, инструмент).

6.Стерилизация химическим методом,

условия  проведения.

Стерилизация проводится при полном погружении изделий медицинского назначения в стерилизационную емкость с раствором. После стерилизационной выдержки изделия промывают стерильной водой или стерильным физраствором в стерильной емкости, дважды по 5 минут и выкладывают на стерильный стол или в стерильный бикс, выложенный инструмент накрывают стерильной простыней.

Стерильные растворы используются однократно. Температура в процессе стерилизации не поддерживается. Начало и конец стерилизации фиксируется в специальном журнале.

 

7.Этапы  предстерилизационной  очистки.

После проведения дезинфекции инструментарий ополаскиваем проточной водой в течение 30 секунд. Замачивание медицинского инструментария, при полном погружении, в моющем растворе, подогретом до 50 градусов, на 15 минут.

Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша или ватно-марлевого тампона 30 секунд на каждое изделие.

Ополаскивание инструментария под проточной водой – 10 минут.

Ополаскивание дистиллированной водой             – 30 секунд.

Сушка горячим воздухом в воздушном стерилизаторе, при температуре 85оС до исчезновения влаги (возможна сушка на чистых полотенцах). Затем проводим пробы на качество предстерилизацион-ной очистки.

 

8.Методы  контроля  качества  стерилизации.

 

Термический (термометр на воздушном стерилизаторе) – закладка максимальных термометров – 2 раза в месяц.

Химический - закладка химических индикаторов в воздушный стерилизатор «стериконт» при каждой стерилизации вклеиваются в журнал стерилизации. В биксы закладываются «стеритесты».

 

Бактериологический контроль с использованием биологических индикаторов (биотесты): стерилизаторы подлежат контролю после их установки (ремонта), а также в ходе эксплуатации не реже 2-х раз в год.

 

Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бакисследований при контроле стерильности изделий медицинского назначения.

9.Порядок проведения обработки одноразовых шприцев,  отработанного  перевязочного  материала.

 

После использования каждый одноразовый шприц подвергается дезинфекции. В емкости № 1 предварительное промывание в 0,2% растворе деохлора (или в воде, после чего кипятится в течение 30 минут или засыпается сухим дезсредством).

Затем шприц перекладывается в емкость № 2, где он полностью заполняется 0,2% раствором деохлора и обеззараживается в течение 60 минут, при полном погружении в раствор.

Игла отделяется в специальную, не прокалываемую, промаркировнную емкость, а составные части шприца собираются в отдельный контейнер (для сбора опасных отходов класса «Б») и сдаются на утилизацию.

Отработанный перевязочный материал (вата, салфетки) обеззараживаются 0,3% р-ром деохлора 120 минут, после чего дезраствор сливают, а материал упаковывают в желтый мешок для сбора опасных отходов класса «Б», завязывают, маркируют и утилизируют в уличный контейнер класса «Б».

 

10.Лечебно-охранительный режим, определение.

Элементы лечебно-охранительного режима

в отделениях больницы.

 

Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психологического покоя, уверенности пациентов в быстрейшем и полном выздоровлении.

Медицинский персонал обязан:

- внимательно и чутко относится к пациентам,

- не допускать неуместные разговоры в присутствии пациентов,

- четко соблюдать распорядок дня в отделениях, не допускать шум в коридорах, не разговаривать громко,

- весь распорядок работы отделения должен быть построен с учетом интересов пациента, максимального продления часов сна и отдыха.

Основную уборку помещений рекомендуется проводить в часы бодрствования пациентов, причем необходимо обучить персонал проводить эту уборку без шума.

Обращаться к пациентам по имени отчеству или фамилии, в обращении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен. Слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду на скорейшее выздоровление. Немаловажным элементом режима является рациональное ограничение двигательной активности пациентов.

11.Этапы  подготовки бикса  к  отправке  в  ЦСО:

- проверить герметичность бикса, исправность окон и пояса;

- продезинфицировать бикс 2-кратным обтиранием с интервалом 15 минут одним из дезрастворов;

- дезинфекция проводится ветошью из специально предназначенной емкости;

- в бикс положить прокладку по периметру из бязевой ткани;

- материал в бикс укладывается рыхло, произвольно, параллельно движению пара;

- заложить индикатор (стериконт);

- закрепить маркировочную бирку и отправить в ЦСО.

При получении из ЦСО проверить запись на бирке о дате стерилизации. При вскрытии бикса отмечается на бирке дата, время вскрытия и подпись мс, вскрывшей бикс. Вскрытый бикс используется в работе течение 24 часлв.

 

12.Виды уборок в процедурном кабинете.

Охарактеризуйте  текущую  уборку.

 

Виды уборок: предварительная, текущая, генеральная.

Текущая уборка проводится в течение дня 2 раза. Начинается с обработки подоконников, стен, окон, дверных ручек, дверей, кранов, выключателей, столов, шкафов, кушеток. Все протирается одним из дезрастворов (деохлор 0,015%, 1 табл. на 10 л воды), поверхности протираются дважды с интервалом 15 минут.

Затем моется пол тоже с дезраствором. Ветошь после уборки заливается дезраствором (деохлор 0,1% - 120 мин., деохлор 0,2% - 60 мин.), прополаскивается, просушивается и хранится в сухом виде.

Бактерицидный излучатель включается на 30 минут.

 

 

13.Генеральная уборка процедурн., перевязочного каб.

Генеральная уборка данных кабинетов проводится 1 раз в неделю. Технология проведения генеральной уборки:

- мс надевает спецодежду для проведения уборки; помещение максимально освобождается от мебели или отодвигают ее к центру;

- в промаркированную емкость (для генеральных уборок) наливается дезраствор (деохлор 0,06%, аламинол 5% или др. дезрастворы). Все поверхности в помещении, начиная с потолка, стен, окон, батарей, дверей, столиков, оборудования, подлежащие дезинфекции, полов протирают ветошью, смоченной дезраствором или орошаются из гидропульта;

- включается бактерицидная лампа на 60 минут;

- окно с внутренней стороны моется в каждый генеральный день, с внутренней стороны 2-3 раза в год;

- после облучения бактерицидной лампой смывают дезраствор, ветошью, смоченной водопроводной водой;

- по завершению уборки помещение повторно облучается ультрафиолетовым светом 60 минут;

- кабинет проветривается.

14.Отличия  генеральной  уборки  от  текущей:

- объемом выполнения уборки: при текущей уборке стены и потолок не обрабатываются, а при генеральной обрабатываются все поверхности;

- концентрация дезраствора увеличивается или добавляется моющее средство (например, 6% перекись водорода + порошок 5 гр. на литр, если текущая уборка проводится 0,0155 р-ром деохлора, то генеральная 0,06%, и др.);

- увеличивается время включения бактерицидных облучателей (при генеральной уборке – 2 часа).

 

15.Постинъекционные  осложнения:

- аллергические реакции;

- кровоизлияние на месте прокола;

- инфильтрат на месте инъекции;

- воздушная эмболия при технических погрешностях;

- флебит;

- повреждения нервных стволов (от неврита до паралича);

- тромбофлебит – воспаление вены с образованием в ней тромба (при частых венепункциях одной и той же вены);

- сепсис возникает при грубейших нарушениях правил асептики во время внутривенной инъекции или вливании.

К отдаленным осложнениям можно отнести вирусный гепатит «В», сывороточный гепатит, ВИЧ-инфекцию.

 

16.Этапы  обработки  перчаток  после  работы.

Перчатки меняются после проведения манипуляций одному пациенту, обрабатываются салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем промываются проточной водой, снимаются с рук, затем руки нужно вымыть и протереть кожным антисептиком.

Перчатки погружаются в дезраствор (0,2% деохлора на 60 мин.). После экспозиции вынимаются из дезраствора и упаковываются в пакет желтого цвета «опасные отходы класса «Б»». Затем утилизируются в мусорные контейнеры для отходов класса «Б».

 

17.Аптечка  «АнтиВИЧ»,  состав,  цель  применения.

В аптечку входит:

- этиловый спирт 700 (фл. 50,0 мл);

- перевязочный материал (вата, бинт);

- напальчники или перчатки;

- лейкопластырь;

- 5% спиртовая настойка йода (фл. 10,0 мл);

- шприц 10-20 мл для промывания глаз, при отсутствии проточной воды;

- дистиллированная вода или вода для инъекций;

Аптечка должна находиться на видном и легкодоступном месте, в тех кабинетах, где проводятся манипуляции. Манипуляции с угрозой разбрызгивания биологических жидкостей проводятся в маске и защитных очках (экранах).

18.При обработке инструментария, Вы укололи палец иглой. Ваши мероприятия по профилактике профзаболеваний.

При повреждениях кожных покровов (уколы, порезы), перчатки обработать дезраствором, вымыть под проточной водой, снять перчатки и поместить их в дезраствор.

Выдавить кровь из ранки, вымыть руки с мылом под проточной водой, ранку обработать 700 спиртом, 5% настойкой йода. Рану заклеить пластырем или надеть напальчник, сменить перчатки.

После проведенных мероприятий зафиксировать аварийную ситуацию в журнале аварийных ситуаций. Сообщить об аварии заведующему отделением, ст. медсестре (в выходные дни деж. врачу).

19.При выполнении манипуляции произошло разбрызгивание крови: кровь попала в глаза, рот, нос. Ваши мероприятия по профилактике проф. заболеваний.

При попадании биологических жидкостей на лицо и другие открытые участки тела, тщательно промыть водой с мылом, затем протереть кожу 70% этиловым спиртом;

При попадании биологических жидкостей на слизистую оболочку глаза необходимо промыть глаза проточной водой. При отсутствии проточной воды – дистиллированной водой или водой для инъекций из шприца;

При попадании биологических жидкостей в ротовую полость, рот прополоскать 70% этиловым спиртом. Не глотать!

После проведенных мероприятий зафиксировать аварийную ситуацию в журнале аварийных ситуаций. Сообщить об аварии зав. отделения, старшей медсестре (в выходные дни - дежурному врачу).

20.Сроки сохранения стерильности материала и инструментария в различных биксах, упаковочном материале

Стерилизацию проводят в биксах рамочной конструкции или с фильтрами, в двойной бязевой упаковке.

Сроки сохранения стерильности:

- в биксах без фильтров           –   3 суток;

- в биксах с фильтрами – 20 суток;

- в двойной бязевой упаковке – 3 суток.

При вскрытии бикса и частичном использовании (например, ватные шарики, салфетки) срок годности – 1 сутки.

21.Признаки не стерильности материала в биксах и упаковках

Материал в биксах, упаковках считается не стерильным в следующих случаях:

- на бирке бикса (упаковке) нет даты стерилизации;

- в биксах (упаковках) отсутствуют индикаторы стерилизации;

- если окраска индикатора стерилизации не изменилась или светлее цвета эталона сравнения.

Такой материал в работе не используется.

22.Способы хранения стерильных пинцетов при работе в процедурном кабинете.

Предметы со стерильного стола или с дезинфекционной полки берутся стерильным пинцетом.

Два способа хранения стерильных пинцетов.

 

«Влажный способ»: пинцет хранят в емкости с одним из дез. растворов:

- 0,5% р-р хлорамина;

- 1,0% р-р хлоргексидина;

- 6,0% р-р перекиси водорода и др.

Пинцеты и дезраствор меняют 1 раз в сутки, перед началом работы емкость для хранения стерилизуют.

«Сухой способ»: стерильный пинцет хранят в сухом виде на стерильном лотке под стерильной бязевой салфеткой.

Замену пинцета проводят через каждый час.

23.Требования к дезинфекции инструментария химическим  методом.

При дезинфекции инструментария химическим методом необходимо соблюдать следующие требования:

- концентрацию дезраствора;

- время выдержки в дезрастворе;

- полное погружение инструментария в дезраствор;

- количество дезраствора на один шприц не менее 100 мл;

- применение дезраствора однократно (или согласно инструкции используемого препарата - многократно).

 

24.Правила  сбора  и  утилизации  отходов  класса  «Б»

Отходы класса «Б» после обязательной предварительной их дезинфекции непосредственно на рабочем месте путем погружения их в специальные емкости с крышками, собираются в одноразовые пакеты желтого цвета.

После заполнения пакета на ¾, из него удаляют воздух и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию.

Удаление воздуха и герметизация производятся в марлевой повязке и резиновых перчатках.

Смешивание отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения, транспортировки недопустимо. Запрещается также утрамбовывать их руками.

25.Правила эксплуатации и контроля работы бактерицидных облучателей.

Бактерицидный облучатель оборудуется на легко доступной для обработки высоте (около 2 м), чтобы поток ультрафиолетовых лучей был направлен в чистую зону и не экранировался оборудованием.

Бактерицидные лампы, выслужившие гарантийный срок эксплуатации, должны заменяться на новые. Для этого необходимо вести строгий учет времени работы каждой из них.

Бактерицидные установки могут использоваться в повторно-кратковременном режиме, при этом повторные сеансы облучения должны повторяться через каждые 2 часа в течение рабочего времени, по 15-30 минут.

Ведется журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, подписан и скреплен печатью ЛПУ.

 

26.Понятия  «Асептика»  и  «Антисептика».

Этапы  обработки  медицинского  инструментария.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на недопущение микробного заражения во время различных манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологическом образовании или в организме в целом.

Этапы обработки медицинского инструментария:

1 этап – дезинфекция.

2 этап – предстерилизационная очистка.

3 этап – стерилизация.

 

27.Требования к  стерилизационным  коробкам (биксам)

Биксы должны быть:

- исправными (замки, зажимы, ободок и др.);

- недеформированными;

- чистыми;

- без старых индикаторов стерилизации;

- фильтры на биксах с фильтрами должны своевременно заменяться;

- для фильтров используется специальный материал: бязь двойная отбеленная медополом, миткаль;

- переноска биксов должна осуществляться в чистых наволочках или мешках;

- бикс должен иметь бирку, на которой указывается наименование кабинета, отделения, режим стерилизации (время, давление, температура), дата стерилизации, роспись автоклавера, дата и время вскрытия бикса, и роспись, вскрывшего бикс.

28.Требования  к  личной  гигиене  медперсонала.

 

· смена медицинского халата по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в неделю и по мере загрязнения в течение смены. В хирургических кабинетах ежедневно;

· обувь кожаная, удобная, одежда хлопчатобумажная;

· ногти коротко острижены, без лака. На руках часы, кольца и другие украшения запрещены;

· работа в колпаке, маске (смена маски через 4 часа, при карантине по гриппу – через 2 часа);

· все манипуляции, связанные с нарушением кожных покровов, слизистых проводятся в резиновых перчатках.

 

29.Сроки годности стерильного материала, дезрастворов для дезинфекции, рабочих дезрастворов, моющего раствора при предстерилизационной очистке, стерильных  растворов:

 

- стерильный бикс не вскрытый – 3 суток;

- бикс с фильтром – 20 суток;

- дезрастворы для хранения стерильных пинцетов меняется ежедневно;

- перекись водорода 3%, 6%, полученная из аптеки – 7 суток в темной закрытой таре;

- при дезинфекции, стерилизации перекись водорода используется однократно и смотреть по экспозиции;

- дезрастворы для дезинфекции инструментария – однократно или многократно, согласно инструкции данного препарата, который используется для дезинфекции;

- моющий раствор используется в течение суток, неизмененный раствор можно подогревать до 6 раз, также менять по мере загрязнения;

- стерильные растворы (не открытые) – смотреть срок годности на флаконе;

- стерильные растворы (открытые флаконы, с указанием даты, временем вскрытия, росписью медсестры) – в течение суток.

30.Мероприятия по профилактике профессионального заражения  ВИЧ–инфекцией.

- каждого пациента следует рассматривать как потенциально инфицированного ВИЧ;

- проводить индивидуальное обучение безопасным технологиям;

- ужесточить контроль соблюдения правил техники безопасности при проведении манипуляций, оперативных вмешательств;

- иметь аварийные аптечки (Анти-ВИЧ) в каждом манипуляционном кабинете;

- отработать с персоналом отделения алгоритм действий при возникновении аварийной ситуации;

- в каждом ЛПУ иметь запас антиретровирусных препаратов (АРВП) не менее 2 упаковок на случай аварийной ситуации, связанной с ВИЧ-инфицированным. место хранения АРВП должно быть доступным (например, приемное отделение).

 

31.Алгоритм действий при возникновении аварийной ситуации (укол, порез, разбрызгивание биологических жидкостей).

Если произошла аварийная ситуация, проводятся мероприятия, необходимые при различных ситуациях. Затем после проведения обработки необходимо выполнить следующие мероприятия:

- зафиксировать аварийную ситуацию в журнале аварийных ситуаций, сообщить об аварии зав. отделения, ст. медсестре или дежурному врачу;

- уточнить ВИЧ-статус пациента, для быстрого получения результатов можно применить экспресс-методы, параллельно проводя обычные методы исследования (существуют тест–системы);

-  в первые сроки после аварии исследовать кровь у пострадавшего медработника на наличие маркеров гепатитов, ВИЧ–инфекцию;

- сообщить об аварии, связанной с ВИЧ–инфицированным в СПИД–
-центр;

- пострадавшему медработнику представить объяснительную записку об аварии, указать свидетелей аварии;

- составить акт об аварии в 3-х экземплярах, один экземпляр – в СПИД-центр.

- если известно, что пациент ВИЧ–инфицирован, при аварии в течение от 2 до 72 часов медработник должен принимать АРВП. Центр СПИД проводит диспансерное наблюдение в течение 12 месяцев.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.