|
|||
Практическое занятие № 10. по теме «Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля». Решение.. Решение.. Решение.Практическое занятие № 10 по теме «Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля» Решить задания. 1.Каков теоретико-множественный смысл суммы: а) 3+5; б) 0+4; в) 0+0. Решение. а) имеем два множества А и В, причем число элементов множества А равно 3, т.е. n(А)=3, а n(В)=5. Требуется найти число элементов объединения двух пересекающихся множеств , т.е.
3. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются сложением. а) Дима сорвал 8 слив, Нина — 4. Сколько всего слив сорвалиДима и Нина вместе? б) Из коробки взяли 6 красных карандашей и 4 синих. Сколько всего карандашей взяли из коробки? Решение. а) В задаче говорится о двух множествах: множестве слив, сорванных Димой, n(А)=8 и множестве слив, сорванных Ниной, причём n(В)=4. Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо найти число элементов объединения множествА и В.
4. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются с помощью вычитания. а) В корзине было 7 морковок, 3 из них отдали кроликам. Сколько морковок осталось? б)На столе 8 чашек, их на 3 больше, чем стаканов. Сколько стаканов на столе? в) На верхней полке шкафа 7 книг, а на нижней 4. На сколько книг больше на верхней полке, чем на нижней? Решение. а) В задаче известно число элементов множестваА – числе морковок и число элементов его подмножества В – отданных морковках кроликам. Необходимо найти число элементов дополнения подмножестваВ до множества А, которое находится по формуле Решение. б) А , - неизвестное В
Выделим во множествеА подмножество А1, равномощное множеству В. Известно, что во множестве А 8 элементов, их на 3 больше, чем в подмножестве А1, т.е. число элементов дополнения подмножества А1до множества А равно 3
тогда равномощное множествоВ содержит 5 элементов, т.е. 5 стаканов.
5. Обоснуйте выбор действий при решении задач. а) На одной полке 5 книг, на другой на 3 больше. Сколько книг двух полках? б) Во дворе гуляли 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего детей гуляло во дворе? Решение. а) 1. 5 + 3 = 8 (книг) – на второй полке 2. 5 + 8 = 13 (книг) – на двух полках В задаче речь идет о двух множествах: А - множество книг на первой полке иВ – множество книг на второй полке. В первом действии находится число элементов множестваВ, если известно число элементов его подмножества В1, равномощного множеству А и число элементов дополнения подмножества В1 до множества В. . Во втором действии находится число элементов объединения двух непересекающихся множеств по формуле:
6. Раскройте теоретико-множественный смысл произведения 2∙4, используя определение произведения чисел через декартово произведение множеств. Решение. В задаче заданы два множествА и В, причем . Тогда декартово произведение А × В содержит 8 пар. Под произведением двух чисел а и в мы понимаем число элементов декартова произведения, где ,
7. Объясните, почему следующие задачи решаются с помощью умножения. а) На каждую из трех тарелок положили по 2 яблока. Скольковсего яблок положили? б) Школьники посадили в парке 4 ряда деревьев, по 5 штук в ряду. Сколько деревьев они посадили? Решение. а) 2 × 3 = 6 (яблок) - на столе Находим число элементов множества, состоящего их трех равномощных подмножеств численностью равной двум.
8. Используя теоретико-множественный смысл действий над числами, обоснуйте выбор действий при решении задач. а) Первоклассники заняли в кинотеатре 3 ряда, второклассники — 4 ряда, а третьеклассники — 5 рядов. Сколько учеников начальных классов было в кинотеатре, если в каждом ряду они занимали по 9 мест? б) В саду 8 рядов деревьев, по 9 в каждом. Из них 39 яблонь, 18 груш, остальные сливы. Сколько сливовых деревьев в саду? Решение. а)
1. 3 + 4 + 5 = 12 (рядов) – занято младшеклассниками 2. 9 ∙ 12 = 108 (учеников) – присутствует в зале В первом действии найдено число элементов объединения трех множеств: А – ряды, занятые первоклассниками, В – множество рядов, занятых второклассниками, С – множество рядов, занятых третьеклассниками. Во втором действии найдено число элементов объединения двенадцати равномощных подмножеств, состоящих из 9 элементов каждый.
Задачу можно решить другим способом. 1. 9 ∙ 3 = 27 (мест) – занято первоклассниками (множество А) 2. 9 ∙ 4 = 36 (мест) – занято второклассниками (множество В) 3. 9 ∙ 5 = 45 (мест) – занято третьеклассниками (множество С) 4. 27 + 36 +45 = 108 учеников заняли места в зале В первом действии находится число элементов множестваА, состоящего из трех равномощных подмножеств. Во втором действии найдено число элементов множестваВ, состоящего из четырех 9-ти элементных подмножеств. В третьем действии находится число элементов объединения 5 подмножеств, каждое из которых содержит 9 элементов. В четвёртом действии находится число элементов объединения трех множествА, В и С.
9. Какие рассуждения учащихся вы будете считать правильными при выполнении ими заданий. а) Вера и Надя сажали тюльпаны. Вера посадила 8 рядов тюльпанов по 9 в каждом, а Надя 9 рядов по 8 тюльпанов. Можно ли, не выполняя вычислений, утверждать, что Вера посадила столько же тюльпанов, сколько Надя? Пользуясь данным условием, объясните, что означают выражения: 72 + 72; 72 ∙ 2; 8∙9-8. б) В гараже в 6 рядов стояло по 9 машин. Из каждого ряда выехало 8 машин. Сколько машин осталось в гараже? Объясните, что означают выражения, составленные по условию данной задачи: 9 ∙ 6; 8 ∙ 2; 8 ∙ 6; 9 - 8; (9 - 8) ∙ 2: (9 -8) ∙ 6. 10. Объясните, почему ниже приведенные задачи решаются с помощью деления. а) 15 редисок связали в пучки по 5 редисок в каждом. Сколько получилось пучков? б) 15 тетрадей раздали поровну 5 ученикам. Сколько тетрадей получил каждый? Решение. а) в задаче говорится о 15 – элементном множестве А, разбитом на 5-элементные подмножества. Необходимо найти число таких подмножеств 15 : 5 = 3 (пучка).
|
|||
|