Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура речи и коммуникативные качества речи



 

Практическое занятие

Культура речи и коммуникативные качества речи

Терминологический минимум: коммуникативные качества речи, правильность речи, точность речи, логичность речи, ясность речи, краткость речи.

 

 

Вопросы и задания

1.  Прочитайте заметку, опубликованную в газете «Аргументы и факты». Согласны ли вы с позицией автора и исполнителя песни? Почему? Встречались ли вы в текстах других песен с фактами, подобными тому, который обсуждается в заметке?

     Б.Н.Головин, помимо понятийной и предметной точности, выделяет точность образную, которая достигается прежде всего с помощью изобразительно-выразительных средств. Имеет ли отношение «поэтическая метафора», о которой говорит Н.Расторгуев, к такого рода точности?

      В чем, на ваш взгляд, состоит образная точность? Опишите её в таблице задания 1. Приведите примеры точных образных выражений.

   

… Почему группа «Любэ» урезала Россию?

В одной из песен Николай Расторгуев поет: «Рассея, моя Рассея, от Волги и до Енисея». Ведь страна-то наша гораздо шире. Куда авторы и исполнители подевали часть России, которая находится восточнее Енисея и западнее Волги? (Г.Катин, Владивосток)

«Читатели «АиФ» думают, что мы не в ладах с географией, что ли? – сказал лидер «Любэ» Николай Расторгуев.- Это всего лишь поэтическая метафора. Никто не собирается урезать Россию до таких пределов, тем более ансамбль «Любэ». У нас была подобная казусная история с песней «Не валяй дурака, Америка», где есть строчка : «Екатерина, ты была не права». Понято, что Екатерина не отдавала Аляску Америке. Но поскольку это художественное произведение, то необязательно достоверно отражать исторические факты. Та просто была лихая рифма, и в угоду ей мы решили оставить историческую неточность. Мы и Гимн России на новом альбоме записали под жесткие гитарные рифы для куража. Люди на концерте вставали, у них слезы текли по щекам. Гимн представлен в несколько жестком виде, но это всего-навсего форма, которая на содержание не влияет».

А вот что ответил автор текста, поэт-песенник Александр Шаганов: «Конечно, Россия гораздо шире. И Енисей, и Волга – два речных символа России, и в этой песней одна великая река передает привет другой. Поэтические произведения – это не урок географии».

2.  Прочитайте фрагмент статьи М.Ю.Лотмана «Текст в процессе движения: автор -

аудитория, замысел - текст».

    Общение с собеседником возможно лишь при наличии некоторой общей с ним

памяти. Однако в этом отношении существуют принципиальные различия между текстом, обращенным «ко всем», т.е. к любому адресату, и тем, который имеет в виду некоторое конкретное и лично известное говорящему лицо. В первом случае объем памяти адресата конституируется как обязательный для любого, говорящего на данном языке и принадлежащего данной культуре.

Что автор подразумевает под общей для всех памятью? Какими чертами должен

обладать текст «для любого»? А текст для лица, «лично известного» говорящему?

Имеет ли ограничения требование доступности речи или оно распространяется на

речь во всех без исключения ситуациях?

  1. Прочитайте отрывок из научной работы Н.И. Жинкина. Что он говорит по поводу

отбора языковых средств для обеспечения понимания речи адресатом?

Каждый понимает речь в своих собственных словах. Личный языковой опыт у

каждого человека отличен от опыта другого. Сложившийся у каждого словарь и оттенки значения слов своеобразны. Отбор для текста всех языковых средств, в том числе и лексических, должен производиться с учетом этого требования взаимного понимания. Пишущий вынужден смотреть на свой текст глазами читателя. Только при этом условии возникает критерий для отбора слов. Каждый раз отсеиваются многие слова и выбирается лишь одно, подкрепленное этим критерием.

      Всегда ли выполнимо требование отбора языковых средств с учетом личного опыта каждого читателя (слушателя)? В случае отрицательного ответа на этот вопрос предложите свои рекомендации для решения проблемы понимания речи в тех ситуациях, которые вы имеете в виду.

  1. Размышляя о специфике художественного текста Ю.М.Лотман утверждал, что

«нельзя … упускать из виду, что не только понимание, но и непонимание является необходимым и полезным условием коммуникации. Текст абсолютно понятный есть вместе с тем текст абсолютно бесполезный».

Согласны ли вы с такой позицией? Можно ли распространить такой взгляд на

другие – не художественные – тексты? Обоснуйте свой ответ.

  1. Охарактеризуйте каждое из приведенных ниже высказываний по критериям

коммуникативных качеств речи, заполнив данным материалом таблицу Приложения.   

1. На снимке: таким изображен Эрнесто Че Гевара в солнечный полдень 2 января 1959 года после вступления Повстанческой армии в столицу Аргентины.  2. На вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, пригласили всех женщин - ветеранов производства. 3. Свое призвание он видит в службе искусству. 4. Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 5. Картина полна движения крика, смеха, визга, шума расплескиваемой воды  6. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий. 7. Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из европейских коллекционеров. 8. Несмотря на хорошую погоду, многие болельщики предпочли переждать дождь дома.  9. Министр финансов отметил, что бюджет, кроме недостатков, обладает и некоторыми достоинствами. 10. И уж совсем непонятно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают на плечи других.  11. «Буревестник революции» - так прозвали Горького его современники. 12. Скоморохи, актеры древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 13. На основании решения согласительной комиссии было решено внести поправки в текст устава предприятия. 14. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. 15. Из-за радости, что забил гол такому сильному и грозному сопернику, Баджо повесился на воротах.  16. Его отец по происхождению одессит. 17. Марии Александровне я обязан во многом и тем, что, воспитывая своих воспитанников, я постоянно расширял свои педагогические познания, читая соответствующую литературу, которую она мне советовала. 18. Мы обратили внимание на молодую, стройную девушку, которая что-то увлеченно рассказывала собеседнику. 19. Актеры драматического театра полдня обсуждали, как улучшить эту сцену. 20. Наверное, только Лыков знает, что с этим ячменем делать. 21. Среди многих писем процитируем лишь одно. 22. Юбиляра поздравили и вручили ему цветы. 23. Наряду с изучением языковых факторов, влияющих на чтение, важно изучать лингвистические факторы, влияющие на письмо. 24. Я на вас не давлю. Вам решать, но будет так, как я сказал.

  1. Изучите содержание таблицы. Заполните рубрики, отмеченные знаком  вопроса

(?). Какими рубриками можно дополнить таблицу с учетом ранее выполненных заданий по данной теме?    При необходимости обращайтесь к материалу лекции и учебной и справочной литературе.

 

Коммуникативное качество речи  Содержание коммуникативного качества                    Соотношение речи с неречевыми структурами
Правильность                           ? Речь -  ?
Точность а) понятийная б) предметная а) соответствие семантики речевых единиц содержанию и объему выражаемых им понятий б)                                ? Речь – язык, мышление Речь – действительность  
Логичность а) понятийная б) предметная а) соответствие структуры мысли семантическим связям языковых единиц в речи б)                       ? Речь – мышление Речь – действительность  
Ясность         Ср.:  Ясность как доступность     Ясность как графическая и фонетическая определенность знака Соответствие содержания каждого компонента речи при первоначальном восприятии ее всеми возможными адресатами  тому содержанию этих компонентов, которое мыслилось адресантом   Соответствие содержания каждого компонента речи при первоначальном восприятии ее подготовленными («специальными») адресатами  тому содержанию этих компонентов, которое мыслилось адресантом   Соответствие звуковой или графической формы компонентов речи       Речь – любой адресат   Речь – подготовленный адресат     ?
Краткость                   ?      ?

 

                                         Литература

  1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк (III.3-5)
  2. Б.Н. Головин. Основы культуры речи. –М., 1988.
  3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М., 2007.
  4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

                                                             

      

        

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.