Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как услышать Творца



Как услышать Творца

Говорят, что в каждом человеке есть Божья искра. Я с этим согласна – есть. Причём выражается она через творческие способности людей. У Бога же нет рук, кроме наших. Но когда человек сдерживает свою природную силу и теряет связь с собой, способность «искрить» перекрывается. Когда человек старается выглядеть и вести себя прилично (не зависимо от того, что он сейчас думает-чувствует-хочет), он теряет свою цельность. Его тело-дух-душа разделяются, и он теряет Образ и Подобие.

В народе существуют простые и действенные способы восстановить свою цельность. Через ремесло и рукоделье, я об этом уже рассказала. Через плясы и песни, когда тело, дух, душа, сливаются в едином движении. С вами случалось такое: когда играет гармошка, ноги сами идут в пляс? У меня да, и судя по тому, что я наблюдаю, практически у всех, кто более-менее раскрепощён, душа и тело отзываются на народные наигрыши.

Вы посмотрите, под что люди пляшут на свадьбах: под Верку Сердючку. Те, кто пишет песни Андрею Данилко, «папе» Сердючки, точно угадали с откликом, положив в основу его шлягеров народные ритмы. Ведь ритмы, на которых построены народные плясовые мелодии, удивительным образом совпадают с нашими собственными внутренними ритмами. И если отпустить себя и не стеснятся, тело само начинает плясать.

Народные традиции, уклад, который видел совместные дела и совместные плясы-песни-гулянья непременным условием жизни с миром и в миру, окончательно исчезли из русских деревень годах в 70-х. Никита Хрущёв тогда стал запрещать подворья, в посёлках начали ставить пятиэтажки его имени, сгоняя туда людей из окрестных деревень. Когда людей сдёрнули с земли, изменился уклад их жизни. С потерей уклада стали теряться традиции.

Сейчас этот уклад восстанавливают, как ни странно, горожане. Целое движение пошло по стране, когда люди переезжают из городов в деревни, покупают землю, начинают выстраивать общинную жизнь. И возвращают себе чувство Хозяина и Творца своей жизни. Очень многие при этом черпают силу как раз в народной культуре, которая хранит память о развитии человека, семьи, общества в виде образов, присутствующих в узорах, песнях, поговорках.

Но я не призываю вас сейчас всё бросить и уехать в деревню. «Всё бросить» – это не творчество, это бегство от. А творчество – это движение к. К той искре, что есть в каждом из нас от рождения.Для начала я предлагаю вот что: начните делать что-либо рукам. Шить, вышивать, рисовать. Делайте это спонтанно, экспромтом, без выкроек, планов и схем. И тогда вы дадите пищу правому полушарию. И начнёте пробуждать свои творческие способности, которые там живут

Что-делать своими руками я предложила, и буквально слышу ваше ворчание «легко сказать, да трудно сделать!». Да, согласна, трудно. Причём от слова «труд», которое означает приложение сил к какому-либо своему делу, которое захотелось начать и хочется завершить. И сравните со словом «работа», за которым – вложение силы в чьё-то чужое дело. И главный «затык» нашего творческого отношения к жизни как раз в том, что мы путаем два этих образа, «трудиться» и «работать».

Для «работать» вполне сгодится, а иногда и предпочтительнее, левое полушарие, где планы и образцы. Для труда необходимо включать свою правополушарность, без которой не возникнет охота что-либо делать. Без которой, как говорили в народе, не лежит душа. И тем печальнее, когда люди творческих профессий видят своё дело работой.

Как-то мне довелось быть на мастер-классе по народным плясам, который давали ребята, супруги, приехавшие из этнографической экспедиции по  Удмуртии. Рассказывали, что бабушки-плясуньи особо с ними не возились «делай эдак, делай так». Они пускались в пляс, ожидая, что гости последуют за ними и сами переймут все движения, не головой – телом. То есть, правым полушарием, которое воспринимает информацию сразу, в объёме, не раскладывая её на куски.

У наших ведущих получилось подплясать почти сразу, они просто отпустили тело, позволив ему влиться в ритм. А вот женщине-хореографу из Екатеринбурга, которая привыкла раскладывать танец на запчасти, понимать, какая куда, а потом заново всё собирать, пришлось туго. На видео, которое нам показали ребята, было видно, как напряжённо она двигается, силясь (логически!) запомнить последовательность плясовых движений. А бабушки трижды выходили в круг и трижды плясали по-разному! Потому что каждый раз – экспромтом. Эдакое правополушарное танцевание. Говорят, так и уехала та «хореографиня» раздосадованная с неперенятым опытом.

Плясы не дались той женщине, потому что она сама не хотела танцевать. Она хотела сохранить лицо «опытного хореографа». В любом творчестве если ведущая сила – желание покрасоваться, произвести впечатление, получить восхищение и похвалу, доказать свою значимость, то это не творчество. Это в лучшем случае искусство, зачастую – уродливое. Что бы там не говорили про душевные метания художника, некоторые полотна лучше не видеть – есть угроза заразиться смертной тоской.

Оборотная сторона такого «творчества» – желание получить или выставить оценку, страх нарваться на критику и самому при случае покритиковать. То есть, продемонстрировать себе и остальным, насколько точно ты попал в некий образец. В народной культуре себя показывали. Не в смысле поставьте мне оценку, попал я или не попал в образец. А в смысле «вот он, Я!». Показывали ту суть, основу, центр, который и есть – проводник Божьей искры.

Мы всегда, когда творим, жизнь творим, мы делаем это из своего центра. Тогда у нас и получается именно то творчество, которое для души для себя. Когда мы в потоке, тогда та самая Божья искра, которая в каждом из нас, разгорается. Когда мы не из центра и вкладываем силы в то, чтобы кому-либо понравиться, получить одобрение, похвалу, – мы не в центре, мы вышли из Себя. И в этой ситуации с творческими потоками беда. Их нет. И начинаются муки творчества, изнурительная работа.

Поэтому, чтобы разбудить свои творческие способности, предлагаю сделать следующие шаги.

Шаг 1. Отпустите собственную сдержанность, позвольте себе проявиться без правил и условностей. Потянитесь, как потягиваются после сна. Послушайте, каких движений хочет ваше тело, и позвольте этим движениям произойти. Кряхтите, зевайте, двигайтесь и наблюдайте за собой – что вы при этом чувствуете.  Есть ли неловкость, что вы «раззевались, раскряхтелись»? Если неловкость есть, скажите «Можно. Мне можно». И ложитесь на пол. Там повторите процесс: потянитесь, покатайтесь с боку на бок, медленно, прислушиваясь, нравится ли это телу. И отслеживая, появилось ли чувство неловкости. Если появилось, опять разрешите себе быть «Мне можно. Это нормально». Поделайте так недельку-другую, и вам станет гораздо свободнее в теле и легче на душе.

 Шаг 2. Позвольте себе просто быть, без сравнений с другими и оценок. Вы – это образ, первоисточник, уникальное творение. А когда вы сравниваете, вы начинаете искать чужой образ и прикладывать его к себе: так? Не так? То есть, тиражируете себя, как образец. Подойдите к зеркалу, лучше в полный рост. И посмотрите на себя не как обычно, выискивая прыщики, складки или морщины. Посмотрите на себя рассеянным, как бы обнимающим взглядом. Так, чтобы видеть всю фигуру разом, не выделяя деталей. Посмотрите на себя с непривычного ракурса – правым полушарием. Этот человек в зеркале – проводник Божьей искры в те моменты, когда перестаёт раскладывать себя на килограммы, морщины и лишние сантиметры в талии.

 

Шаг 3. Сделайте что-нибудь для себя. Смастерите, слепите, сшейте. Только для себя, можно даже никому не показывать. Потому что ваша вещь созвучна только с вами и с вашим состоянием на момент творения.

Попрактиковавшись в отпускании сдержанности и в принятии своей Сути, примерно через неделю ваших занятий, но не раньше, чем вам станет приятно тянуться, кряхтеть и смотреть на себя в зеркало, спляшите. Найдите в интернете какие-нибудь русские наигрыши, лучше, если без сценической аранжировки. И отпустите тело в пляс, отслеживая, что вы чувствуете, что ощущаете и насколько вам хорошо. Получилось? Здорово! Вы уже начали оживать, а ваши творческие способности – расправлять крылья.

Пока не получилось? Не беда. Продолжайте, вам просто нужно чуть больше времени, чтобы услышать и принять себя. И позволить себе творить.

Наталья Никифорова,

Психолог

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.