|
|||
Инструментальная музыка XVII векаИнструментальная музыка XVII века В XVII веке формируются и развиваются жанры светской инструментальной музыки – сюита, соната, концерт.
Сюита (от франц. «последование») – это исторически наиболее ранний жанр светской прикладной музыки. Известны 2 разновидности сюиты: 1. Протосюита (т.е. до сюиты, ранняя сюита), состоящая из 2х танцев – паваны (медленный испанский танец) и гальярды (скорый итальянский танец). 2. Старинная сюита из 4х танцев – аллеманда (немецкий танец), куранта (французский танец), сарабанда (испанский танец) и жига (английский танец).
Соната (от итал. Sonare – звучать). Первый вид сонаты – трио-соната для 2х скрипок и клавишного инструмента (для инструментального трио). Такая соната существовала в 2х разновидностях: · Соната da camera (камерная, светская соната); · Соната da chiesa (церковная соната), ставшая прообразом классической сонаты. Первоначально количество частей в таких сонатах было произвольным. С развитием скрипки соната стала дуэтной (1 скрипка и клавишные – клавесин или орган).
Концерт (от итал. Concerto – соперничество, соревнование и, в то же время – согласие, созвучие) – это жанр светской музыки, в основу которого положен принцип соревновательности, соперничества между солистом и оркестром. Исторически первый тип концерта – concerto grosso (большой концерт), в котором оркестру (grosso) противопоставляется группа солистов (concertino). Со временем из группы солистов выделяется один тембр и концерт становится сольным. В конце XVII-начале XVIII века популярным был скрипичный концерт, прославленными авторами которого являлись Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Джузеппе Тартини. Именно в концерте устанавливается 3-хчастный цикл с характерным последованием темпов «быстро – медленно – быстро).
Музыкальный материал: А.Корелли. Соната для скрипки и фортепиано e-moll ор.5 № 8. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром a-moll. А. Вивальди. «Времена года» (концерты для скрипки с оркестром).
|
|||
|