Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БИТВА НА НЕВЕ – 2017»: НЕТОРОПЛИВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.



«БИТВА НА НЕВЕ – 2017»: НЕТОРОПЛИВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

Куркин А.В.

 

В этом году я вторично был приглашен организаторами турнира «Битва на Неве» – Дмитрием Искра-Гаевским и Олегом Юковичем – в качестве научного эксперта-консультанта и «gеnеral de mariage» в роли мессира-распорядителя турнира. Питер мной любим, вышеназванные камрады проверены, многие из сеньоров-рыцарей лично знакомы и уважаемы, поэтому франкофонский вопрос «Pourquoi  бы и не pas?» даже не возник. Конечно, «parce que»!

 

Ниже я помещаю набор умозаключений, которые посетили меня при анализе прошедшего рыцарского праздника. Мои сентенции есть умозаключения общего плана и не претендуют на детализацию или вторжение в «кухню» собственно мероприятия. Соответственно, оставляю я «за бортом» и результаты самих участников (конечно же, в конных боях победил Николя Дюшейрон, а в пеших – Леон де Манивье!).

Итак…

 

Если позиционировать турнир «Битва не Неве» как развлекательное шоу, то он безусловно удался. Тысячи (и это не преувеличение) зрителей пришли посмотреть на элементы средневекового рыцарского фестиваля – и они увидели то, что хотели: выступления акробатов-шутов, жонглеров-флагоносцев, дамский суд чести, пешие поединки и групповые бои рыцарей и оруженосцев и как апофеоз и стержень всего действа – великолепные джостры с таранными ударами копьями на всем скаку и грандиозными падениями всадников из седла. Да и с погодой повезло. Было солнечно, ветрено и не жарко. А москвичам после картин вселенского потопа, охватившего их родные пенаты, так и вовсе magnifique!

Что хотелось бы отметить в сравнении с прошлогодним турниром.

1. Турнир оказался в целом более насыщен.

2. Ведущие (ooh la la!), судьи (oh mon dieu!), танцевальные коллективы вновь оказались на высоте.

3. Флагоносцы были более «сырыми», чем прошлогодний коллектив, но это поправимо.

4. Доехали 3 иностранных рыцаря, 2 из которых (Ален и Тома из Франции) продемонстрировали как высокий пафос внешнего вида (турнирные шлемы штех-хельмы, т.н. «жабьи головы», украшенные богатыми нашлемниками, богатые и стильные конские попоны, партикулярные наряды из дамаска и парчи), так и хорошие боевые качества и умения.

5. Были введены новые упражнения – частичные реконструкции реальных боев, из которых были взяты стартовые данные (количество персонажей, набор оружия, условия победы), а вот окончание самих схваток уже определяло мастерство современных участников. При этом использовались достаточно неожиданные наборы оружия, например, поллэкс и копье для метания, двуручный меч и пехотное копье.

6. Порадовала конная джигитовка прекрасных дам, которые сидели в седле по-мужски и на всем скаку лихо рубили капусту и яблоки, били копьем в «сарацина» поднимали платки с земли. Признаюсь, я лично испытал некий культурный диссонанс, поскольку данное зрелище переворачивало в моем сознании все, что я читал о средневековых турнирах и роли и месте дам на оных. Тем не менее, по зрелому размышлению я решил принести свои знания историка в жертву красивой картинке, ибо юная дева с воздетым мечом в руке, скачущая во весь опор на красавце-жеребце (прошу не проводить эротические параллели) априори не может оставить равнодушной мужскую половину зрительской массовки.

7. Конский состав отличался от прошлогоднего в лучшую сторону, хотя по-прежнему, к сожалению, происходили эксцессы с конем, никак не идущим в «боевой коридор» между барьером и оградой, или попаданием копья в лошадиную шею, что и вовсе недопустимо.

8. Представления рыцарей-участников судьям и зрителям в прологе турнира сопровождались интермедиями: то свита рыцаря вела на привязи парочку захваченных в Святой земле сарацин, то слуги аккредитованного рыцаря раздавали зрителям сладости, подтверждая его девиз «Ешь, пей и веселись» и его же природную щедрость.

9. Активнее работал дамский суд чести. Благородные дамы то и дело повязывали на рыцарей-избранников свои шарфы или рукава сорочек, вручали розы и гвоздики, вели учет попаданий, оценивали внешний вид, да и вообще – мило разговаривали друг с дружкой и с вашим покорным слугой, пили здравницы и даже, насколько могу судить, ни разу не использовали в своей мелодичной и куртуазной речи сильных идеоматических выражений.

10. Порадовала активная и осознанная деятельность служителей барьеров (т.е. команды обеспечения), коневодов и прочего персонала, чья работа, не всегда по достоинству отмечаемая, сильно помогла проведению турнира и фестиваля в целом.

 

Таким образом, турнир прошел весьма бодро. Те из зрителей, с которыми удалось пообщаться, выражали самое искреннее восхищение увиденным. Как мне показалось, и сами участники остались вполне довольны турниром и друг другом. И даже кавальер Сальваторе, гость из солнечной Италии, а еще точнее – Сицилии, сбривший усы и эспаньолку в знак траура по постигшему его dеshonneur, и тот был вполне доволен и активен, покуда не был утащен с ристалища на носилках.

Что до меня, то как у эксперта в вопросах средневековых ристаний, увиденное мною на tournoi «Битва на Неве» не вызвало во мне академического протеста. Да, в турнире был сознательно допущен ряд отклонений от средневековой классики, но это вполне легло в русло шоу. А чем были средневековые турниры, как не шоу для зрителя и площадкой для выяснения собственной пафосности и элитарности во всех смыслах?!

 

Что бы я хотел пожелать коллективу организаторов «Битвы на Неве»?

Во-первых, развивайтесь и дальше, потенциал для этого имеется, и подтягивайте по возможности муниципальный бюджет.

Во-вторых, в обязательном порядке введите институт герольдов, или назовите ими ведущих и сшейте им красочные табары. С этим я как эксперт помогу.

В-третьих, четче соблюдайте регламент, сокращайте паузы.

В-четвертых, сделайте в лагере рыцарей информационный уголок (или стенд), где вывешивайте программу фестиваля с привязкой ко времени.

В-пятых, озаботьтесь дополнительным микрофоном в дамскую ложу: красивым тётям тоже есть что сказать господам рыцарям!

 

Драгоценные дамы!

В обязательном порядке заимейте пажей, которые будут вам и шлейфы придерживать, и бегать в ближайшую харчевню за гипокрасом, и вовремя подносить гвоздички вашим рыцарям-избранникам. Смонтированный в дамской ложе столик с закусками явился, безусловно, блестящей находкой, осталось только добавить на него средневековой посуды и поставить при нем petit garсon-а, который бы разливал усладу жизни по «хрустальному мраку бокалов».

Кавалерист-девицы!

В обязательном порядке заимейте нижнюю юбку или прочее linge, кто не имеет, ибо наличие кавалерийских сапог и бриджей под средневековой робой не есть comme il faut, а даже совсем наоборот. Я со своей стороны буду всячески способствовать тому, чтобы на следующем турнире в персональную таблицу ваших результатов была добавлена графа оценки внешнего вида и правильного шитья.

 

Ну, и, наконец, мессиры рыцари!

Пафос, пафос и еще раз пафос!

Ваш внешний вид должен коррелировать вот с этим средневековым описанием:

«Монсеньор Жак де Бурбон… носил на голове шлем, называемый «барбют», с длинным шлейфом-валланом, висящим до земли, и с плюмажем из алого бархата, расшитого золотой нитью. На его коне была попона из голубого бархата, украшенная маленькими серебрянными колокольцами и маленькими золотыми бутонами. <…>

Мессир Жосс де Лален носил на своем барбюте белый, алый и черный плюмаж, вставленный в позолоченное основание тонкой работы, длинный валлан свешивался сзади, его лошадь была покрыта попоной из алого бархата, а налобник-шанфрьен имел такой же плюмаж, как и шлем. <…>

Жан д’Арссон носил на шлеме фиолетовую баннероль, усеянную слезами, вышитыми серебром, попона на коне была из белого атласа, и на ней вышито облако, из которого льются черные слезы, и оные слезы усеивали всю указанную попону. <…>

Жан де Сен-Марсель носил на своем шлеме фиолетовую баннероль с черной полосой посередине, расшитую серебром, а на коне была сбруя из черного бархата, на которой были вышиты золотой нитью письмена. <…>

Мессир Филипп де Круа носил на своем шлеме валлан до земли и черный плюмаж, а на его коне была попона из зеленой золотой парчи с малиновым бархатным бордюром, вышитая слезами из белого атласа, и на шанфрьене его коня – черный плюмаж. <…>

Монсеньор де Сен-Поль имел пять лошадей в попонах.. А на его шлеме был черно-фиолетовый плюмаж на серебряном единороге и золотой венец; на одной лошади была попона из черно-фиолетового бархата с золотом, усеянная пришитыми колокольчиками в виде груши, наполовину золотые, наполовину серебряные, с каймой из золотого и черного шелка, с черно-фиолетовым плюмажем на шанфрьене».

Некоторые из вас почти достигли заданной планки, но большинству еще предстоит сильно поработать над внешним видом. Вы практически сравнялись или даже превзошли в боевом мастерстве своих исторических персонажей. Догоняйте их и во внешней презентабельности.

 

Подытожу.

Вероятно, количество участников турнира должно рано или поздно уступить место качеству участников. Во всех смыслах. Тогда и картинка будет красивая, и в лошадей перестанут прилетать болезненные нежданчики.

Турнир удался. Расти – есть куда. Особенно в плане не только шоу, но и реконструкции как таковой: воссоздании как материального мира, так и нравственного. Хотелось больше куртуазности в межличностном общении.

Новые историчные упражнения в резерве имеются и ожидают своего воплощения. Готовьтесь, драгоценные камрады! И берегите свое здоровье!

До новых встреч!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.