|
||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие 4. ЛексикаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие 4. Лексика Цели: 1) закрепить, обобщить и углубить представления о русской лек- сике, еѐ делении на разновидности с точки зрения стилистической окраски и с точки зрения активного и пассивного запаса; 2) учиться давать характери- стику словам с точки зрения стилистической окраски и с точки зрения актив- ного и пассивного запаса.
Основные определения: лексикология, лексика, лексическое значение, многозначность слова, метафора, метонимия, синекдоха, омонимы, омофоны, омографы, омоформы, паронимы, синонимы, антонимы, исконно русская лексика, заимствованная лексика, общеупотребительная лексика, диалектиз- мы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, сленг, стилистически нейтральная лексика, вульгаризмы, книжная лексика, историзмы, архаизмы.
Монологический опрос: 1. Понятие лексики и лексикологии. 2. Многозначность слова. 3. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. 4. Русская лексика с точки зрения стилистической окраски. 5. Русская лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. 6. Русская лексика с точки зрения происхождения.
7. Русская лексика с точки зрения сферы употребления.
Орфограмма: в корнях раст-ращ-рос а пишется перед ст и щ, а о – пе- ред с: расту – ращу – вырос. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, от- расль, Ростислав и их производные, например, отраслевой.
Задание 1.Перепишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор гласной, выделите орфограмму. Р…сточек, ср…щение, выр…сший, отр…слевой, р…стовщический, выр…щенный, сберегли р…стение, р…стовчанка, отр…сли хозяйства.
Задание 2.Выпишите в два столбика слова однозначные и многознач- ные. С одним из многозначных слов составьте два-три предложения, употре- бив его в разных значениях. Автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать, блюдо, трол- лейбус.
Задание 3.Охарактеризуйте омонимы и смежные с ними явления: 1. Среди садовых роз шиповник дикий рос. 2. У лисички ели лисички. 3. Клин (город) – клин. 4. Норка (зверѐк) – норка зверька. 5. Пожаловать в гости – пожаловать что-то кому-то. 6. Напасть (беда) – напасть на кого-то. 7. Область рифм – моя стихия и легко пишу стихи я.
Задание 4.Выберите нужные слова и составьте с ними словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Какое понятие отрабатывается в упражнении? Цв…тастый, цв…тной (платок, телевизор); эфф…ктивный, эфф…ктный (костюм, способ); сытый, сытный (обед, человек); бл…г…датный, бл…г…дарный (край, взгляд); дипл…мат, дипл…мант, дипломник (стара- тельный, конкурса скрипачей, опытный).
Задание 5.Учитывая разные значения слова свежий, подберите к нему синонимы и антонимы. Свежий ветер, свежее утро, свежая почта, свежие новости, свежий во- ротник, свежий хлеб, свежая рыба, свежий вид.
Задание 6.Назовите заимствованные слова. Объясните свой выбор. Терраса, собака, мама, берѐза, профессия, экватор, медведь, жалюзи.
Задание 7.Выделите в тексте историзмы и архаизмы. Укажите слова, которые вернулись из пассивного словарного запаса в активный. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев
был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою слу- чится двести тысяч капиталу. <...> Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома, в глазах его про- изошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета, двер- цы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зре- лище, казалось ему, всѐ переворотилось у него в глазах... Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, на нем были замшевые пан- талоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге советника (Н.В. Гоголь).
Задание 8.Соотнесите наименования явлений с примерами.
|
||||||||||||||||||||||||
|