Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примерное содержание урока технологии



Примерное содержание урока технологии

 

1.Организация урока. Проверка готовности материалов и инструментов

Это необходимый структурный элемент урока любого вида, но проходить он

 

2. Изложение нового материала.

Цель этапа – подготовить обучающихся к самостоятельной работе по изготовлению изделия.

2.1. Актуализация знаний

Задача – подготовить мышление детей  и мотивация к восприятию нового

Начало урока может быть построено по-разному:

-   начать урок в первом классе можно, опросив детей, что им нравится делать из глины, пластилина, бумаги или ткани. Затем предложить изготовить любой предмет по их желанию. Это делается с целью познакомиться с умениями детей, вызвать у них интерес анализом работ;

- урок по работе с пластилином по изготовлению овощей, грибов, можно начать с детских воспоминаний о посещении леса, сада и т.п.;

 - началом урока может быть беседа о материале, из которого учащиеся будут изготавливать поделку;

- урок в первом классе может начаться с загадки, отгадав которую узнаем объект труда. Затем идет анализ объекта и т.д.;

- урок начинается с демонстрации в действии модели, предназначенной для изготовления;

 - в начале урока учитель читает отрывок из стихотворения, басни или рассказа, подводящей детей к определению объекта труда;

 - при изготовлении новогодних игрушек учитель уточняет у детей, какой наступает праздник, его приметы, традиции и т.д.

Далее определяется объект труда, объясняется технологический процесс;

- урок можно начать беседой о творчестве изобретателей, конструкторов; истории возникновения того или иного материала, технологии

При формулировании учебных задач обучающиеся сообщают, какие новые знания планируются усвоить на уроке, каким новым умениям научиться, что предстоит вспомнить или закрепить из ранее усвоенного. Практическая работа на уроке должна иметь общественно-полезное значение (т.е. где будет применяться данное изделие: подарок, для украшения, на выставку, конкурс и т.п.). Изделия, изготовленные школьниками, могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, оформительским материалом.

 

2.2.Анализ конструкции образца. Определение материалов

Задача этапа –

 · раскрыть назначение и роль изделия, требования к его качеству;

 · обосновать выбор материала, из которого оно будет изготовлено

 

Учитель, демонстрируя модель, детально объясняет ее конструкцию, показывает части модели и рассказывает об их назначении.

 Учащиеся должны убедиться в том, что в конструкции нет ничего лишнего, что каждый ее элемент логически обоснован.

Образец объекта труда должен быть достаточно крупным и находиться весь урок на доступном обозрению месте, что развивает наблюдательность и кругозор.

Учитель может использовать примерные блоки вопросов:

1 блок

 1. Что вы можете сказать об изделии?

2. Для чего оно может быть использовано?

3. Из каких частей состоит изделие. Каково значение каждой части изделия? 4. Какова форма изделия и каждой его части?

5. Какая часть самая главная?

 6. Какая часть самая трудоемкая в выполнении?

2 блок

1. Из каких деталей собрано изделие?

2. Для чего оно может быть использовано?

 3. Какова форма каждой детали?

4. Сколько нужно заготовить одинаковых (разных) деталей?

5. Как соединены детали изделия (подвижно, неподвижно, в разъем)?

6. Как выполнено соединение деталей?

7. В чем особенность конструкции изделия?

 3 блок

1. Какие материалы использованы для изготовления изделия?

2. Почему целесообразно использовать именно эти материалы?

3. Какие инструменты понадобятся для работы?

 4. Нужны ли дополнительные детали для сборки изделий?

5. Какая часть работы самая трудоемкая?

 

2.3. Планирование предстоящей практической работы – очень важный и трудоемкий этап урока

Основная задача данного этапа –   изучение трудовых приемов, знакомство со свойствами материалов, умение пользоваться простейшими инструментами, вспоминаются и объясняются правила ТБ.

 

· Учитель   использует техническую документацию урока: (схему, чертеж, технологическую карту и др.) В процессе беседы, инструктажа и демонстрации процесса выполнения трудовых приемов и операций дается объяснение всего технологического процесса по изготовлению объекта труда.

Составляется план работы:

на доске, на слайде или в виде технологической карты. Учащиеся, планируя самостоятельно свои действия, сверяют каждое свое действие с пунктами готового плана.

 

Можно применять деформированный план:

 когда план дается в готовом виде, но с нарушением порядка выполнения операций, а учащиеся восстанавливают порядок их выполнения.

Для организации самоконтроля учащихся на этапах можно продемонстрировать промежуточные результаты работы.

 

 Работа по предупреждению ошибок

Учитель обращает внимание на предполагаемые ошибки при выполнении работы. Уже в первом классе следует приучать к восприятию словесного объяснения. При этом уделяется внимание демонстрации неизвестного, затем малоизвестного и трудно запоминающегося приема труда, что способствует развитию памяти и внимания.

 Процесс планирования всегда рассчитывается на изготовление всего изделия от начала до конца.

Изложение нового материала завершается его закреплением и краткой инструкцией, как самостоятельно работать.

 

При самостоятельном выполнении задания учащиеся должны уметь:

 · прочитать технический рисунок, чертеж;

· по образцу, технической карте, рисунку разобраться в устройстве, конструкции изделия, определить его существенные признаки и способ изготовления;

· выполнить намеченные трудовые операции;

· осуществить самоконтроль;

· оценить работу.

Возможны два вида организации самостоятельной работы:

1) объяснение нового материала в целом, затем практическая работа

2) поэтапное объяснение и практическая работа (объяснение и показ учителя – самостоятельное выполнение учениками).

 Выбор вида организации самостоятельной работы зависит от уровня подготовленности класса к самостоятельной трудовой деятельности, уровня сформированности трудовых умений и навыков, сложности технологии изготовления изделия.

 

Учителю необходимо добиваться такого положения, чтобы каждый ученик приступал к практическому изготовлению модели лишь тогда, когда он четко в деталях представит свою конструкцию и последовательность ее изготовления.

 

3. Самостоятельная практическая работа обучающихся

 Практическая часть занимает основную часть урока.

 Наиболее ценными являются уроки, на которых учащиеся самостоятельно работают по технологическим картам.

Учащиеся выполняя самостоятельно свои действия, сверяют каждое свое действие с пунктами составленного плана.

 

Об эффективности самостоятельной работы учитель судит по тому, на сколько самостоятельно учащиеся справляются с работой.

 

В ходе практической самостоятельной работы учащихся учитель:

- осуществляет оперативный контроль работы каждого ученика,

- оказывает детям индивидуальную помощь, (но бывает, что, оказывая индивидуальную помощь на поделке ученика учитель выполняет работу за него, поэтому необходимо производить показ на отдельном заготовках учителя).

- при необходимости проводит дополнительный инструктаж (индивидуальный групповой или фронтальный-для всего класса), в процессе инструктажа учитель указывает на допущенную ошибку и объясняет, чем она вызвана, как ее исправить.

Практическую работу надо организовать так, чтобы каждый последующий шаг «приращивал» новые знания и умения.

Основным стимулом практической работы должна быть общественно полезная направленность труда, соревнование на лучшую работу, конкурс.

 

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

На данном этапе учитель привлекает внимание детей к полученным результатам.

Анализ готовых изделий следует проводить с учетом тех требований, которыми они должны удовлетворять.

 В тех случаях, когда работа не закончена, учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащегося, здесь формируется умение рассматривать и оценивать произведения друг друга.

В анализе и оценке выполненных изделий должны принимать активное участие дети, указывая на их достоинства и недостатки.

Эффективной формой подведения итогов следует считать оценку изделия учителем, непосредственно на рабочем месте ученика.

Каждая оценка мотивируется.   

После анализа и оценки выполненных изделий дается общая оценка достижений. Необходимо отметить, насколько в целом удалось выполнить поставленные в начале урока задачи: что нового узнали на уроке, чему научились, что повторили. А так же, что еще недостаточно хорошо удается. Нормы и критерии оценки работ учащихся

 Критерии оценки:

· Точность обработки изделия. · Норма времени. · Знания ученика.

 · Правильность выполнения трудовых приемов. · Рациональная организация рабочего места. · Соблюдение правил ТБ.

Нормы оценок:

«5» - когда выполнены все требования «4» - допущены небольшие неточности «3» - перечисленные критерии имеют отклонения «2» и «1» - не ставить.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.