ТЕМА № 1. «Общество»
ТЕМА № 1. «Общество»
Общество в узком смысле:
· круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
· исторический этап в развитии человечества (рабовладельческое, феодальное общество)
· общность происхождения (дворянское общество).
· население одной страны (российское, американское общество).
|
Признаки общества:
· наличие территории, на которой происходят взаимодействия;· наличие индивидов, наделённых разумом, волей, сознанием;· различные взаимодействия между индивидами и группами;
· наличие социальной структуры: общностей, социальных институтов, норм, организующих и регулирующих жизнь общества;
· самодостаточность, способность самостоятельно регулировать происходящие в обществе процессы;
· социокультурное единство: единство языка, истории, традиций, культуры, осознание принадлежности к данному обществу и др.
|
Функции общества:
· репродуктивная (рождение новых челнов);
· социализирующая (становление личности);
· производственная (создание благ);
· регулирующая (наличие органов власти, норм);
· распределительная (распределение результатов труда);
· идеологическая (наличие идеологии, направляющей деятельность членов общества);
· культурно — транслирующая (создание и передача духовных ценностей).
|
Общество – система,так как состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем – сфер общества.
Сфера общества включает в себя:
· социальные институты;
· виды человеческой деятельности;
· отношения между людьми.
Сферы общества:
· экономическая – создание материальных благ (производительные силы, производственные отношения);
· политическая – отношения власти и подчинения, регулирование сфер общества (государство, партии, общественно-политические движения);
· социальная – устройство общества, группы, взаимодействия между ними (нации, народности, различные социальные группы);
· духовная – создание, освоение, использование духовных благ (религия, мораль, искусство, образование и др.)
|
Общество – динамическая система, то есть постоянно изменяющаяся, развивающаяся, находящаяся в движении.
|
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Примеры социальных институтов по сферам общества.
· Экономическая: производство, рынок, собственность.
· Политическая: государство, органы власти, партии, армия, суд.
· Социальная: семья, здравоохранение.
· Духовная: школа, вуз, церковь, учреждения культуры.
Структура социальных институтов:
· сфера деятельности,
· цель,
· функции,
· социальные роли и статусы,
· нормы,
· средства,
· учреждения, выполняющие функции,
· санкции.
Признаки социальных институтов:
· круг субъектов, взаимодействующих в рамках социальных институтов;
· наличие социально значимых функций,
· наличие норм, предписаний, необходимых для выполнения функций,
· наличие определённой организации;
|
Факторы развития общества – это то, что движет им, влияет на него.Объективные факторы– не зависящие от воли и желания людей:- природные катаклизмы,
— природно — климатические условия,
— противоречия в обществе.
Субъективные факторы – обстоятельства, происходящие по воле и желанию отдельных людей, групп, приводящие к изменениям в обществе:
— деятельных отдельных личностей,
— деятельность отдельных групп (например, партии),
— деятельность народных масс, творящих историю.
|
Направления развития общества. Прогресс – это движение вперёд от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Виды прогресса:
· социальный,
· материальный,
· научный,
· научно-технический,
· духовный (культурный).
Современные критерии прогресса(то есть признаки, явления, позволяющие судить об изменениях в обществе как позитивных):
· развитие производства, экономики в целом;
· рост благосостояния, жизненного уровня людей;
· уровень демократизации общества, сформированности основ гражданского общества;
· уровень нравственности, духовности людей;
· уровень развития образования, науки, культуры — духовной сферы общества;
· продолжительность жизни людей;
· уровень свободы человека, закреплённой законодательно, и др.
Противоречивость общественного прогресса:
· достижения прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству;
· прогрессивные явления в одной сфере могут привести к негативным последствиям в другой;
· прогресс в одной стране может привести к регрессу в другой;
· позитивные явления в настоящем могут привести к негативным последствиям в будущем.
Регресс – это движение от более совершенного к менее совершенному, ухудшение в развитии общества.
Признаки регресса в обществе:
· кризисные явления в экономике, спад производства;
· снижение уровня жизни людей;
· посягательства на демократию, решения силовыми, насильственными методами;
· падение нравственности, культуры, образованности, бездуховность;
· сокращение жизни людей, увеличение детской смертности;
· ухудшение демографической ситуации, сокращение рождаемости;
· рост заболеваемости, в том числе и хроническими болезнями;
· сокращение уровня свободы людей;
· ослабление страны в целом, ухудшение её международного положения.
|
Пути развития общества. Эволюция – процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
Революция – это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций.
По времени протекания:
— кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
— долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).
По сферам протекания:
— технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
— культурная
— социальная (со сменой власти)
По масштабам протекания:
— в отдельной стране
— в ряде стран
— глобальные
Реформа – это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ.
По влиянию на ход исторического развития:
—прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения).
— регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.
По сферам общества:
— экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
— социальные (создание условий для достойной жизни людей)
— политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)
Альтернативный путь развития общества – это один из возможных вариантов его развития.
|
Модернизация — совершенствование, улучшение чего-либо отдельно, какой-то сферы жизни общества или вообще общества в целом.Существуют следующие стороны модернизации:
— экономическая (например, промышленная революция)
— социальная (например, вытеснение сословий классами)
— политическая (становление многопартийности, возникновение демократических институтов общества)
— духовная (формирование нового духовного облика человека, возрастание и изменение роли науки в обществе)
Есть ещё одно значение данного слова — это переход от традиционного общества к индустриальному. Именно в этом смысле на ЕГЭ часто предлагают вопрос о модернизации. Имейте это в виду.
Инновация — конкретное нововведение, внедряемое в той или иной сфере общества.
|
Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:- классовые
— национальные
— групповые
— семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.
|
Цивилизация– это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.Первая классификация цивилизаций
Локальные цивилизации – общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,
—одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,
— включает в себя представителей многих рас, этносов.
Линейно-стадиальные цивилизации.
· Античность
· Средневековье
· Возрождение
· Просвещение
· Новое время
· Новейшее время
Вторая классификация цивилизаций.
Западная цивилизация.
· рациональное сознание, разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов — людей, не верящих в Бога.
· Рациональное и в то же время противоречивое восприятие мира.
· Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы. Стремление подчинить себе природу.
· В политической сфере — правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм, принцип разделения властей.
· Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.
· В социальной сфере — развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.
· Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.
· Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.
· Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.
· Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.
Восточная цивилизация.
· Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
· Эмоциональное восприятие мира, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
· Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.
· Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.
· Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.
· Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
· Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.
· Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.
· Приоритет системы подчинения личности обществу.
· Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
· Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.
|
Формация — это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.
Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.
Надстройка включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.
Пять типов формаций по К. Марксу:
· первобытнообщинная,
· рабовладельческая,
· феодальная,
· капиталистическая,
· коммунистическая.
|
Типы общества.Традиционное (аграрное) – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Экономика.
· Натуральное сельское хозяйство
· Примитивные ремёсла
· Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.
· Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.
· Экстенсивная экономика
· Ручные орудия труда
· Зависимость от природно-климатических условий
· Медленное внедрение в экономику инноваций.
· Уровень жизни основной массы населения невысокий.
Политическая сфера.
· Господство церкви и армии
· Власть наследственная, источник власти — воля Божья.
· Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государство.
· Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.
Социальная сфера.
· Зависимость положения от социального статуса.
· Основные ячейки общества — семья, община
· Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии.
· Сословность.
Духовная сфера.
· Нормы, обычаи, верования.
· Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.
· Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.
· Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.
· Преобладание устной информации над письменной.
Цель общества: приспособление к природе.
Индустриальное – тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом , секуляризацией сознания.
Экономика.
· В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.
· Машинная техника
· Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика.
· Стандартизация —это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.
· Интенсивная экономика
· Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство
· Независимость от природно-климатических условий Научно-технический прогресс.
· Рост доходов населения.
· Меркантилизм сознания.
Политическая сфера.
· Возрастает роль государства.
· Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.
· Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования
Социальная сфера.
· Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата.
· Урбанизация.
· Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.
Духовная сфера.
· Секуляризация сознания. Появление атеистов.
· Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.
· Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.
· Господство массовой культуры.
Цель общества: освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе. Появление экологических проблем.
Постиндустриальное– современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.
Экономика.
· Основа производства- информация.
· На первый план выступает сфера услуг.
· Компьютерные технологии
· Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
· Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
· Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
· Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
· Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
· Модернизация экономики.
· Высокий уровень и качества жизни людей.
Политическая сфера.
· Политический плюрализм
· Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
· Закон, право — не на бумаге, а на деле.
· Демократия. Демократия «консенсуса».
· Политический плюрализм.
Социальная сфера.
· Стирание классовых различий.
· Рост удельного веса среднего класса.
· Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
· Ликвидация социальной поляризации.
· Стирание классовых различий.
Духовная сфера.
· Непрерывное образование.
· Свобода совести и вероисповедания.
· Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
· Велика роль науки, образования, век информации. Высшее образование.
· Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
· Наличие разных видов культуры
Цель общества: антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы, решение экологических проблем.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1.По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией;
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности :
— дописьменные,
—письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых);
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
|
Общество и природа.Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Выделяют:
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Черты сходства природы и общества:
· являются системами
· являются динамическими системами
Черты различия природы и общества:
1.Природа может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.
Общество тесно связано с природой, не может без неё существовать.
2.Природа развивается по независящим от воли и желания людей законам.
Общество развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.
3.Природа не способна творить культуру, обществотворит культуру.
Взаимодействие общества и природы.
Влияние природы на общество.
Позитивное:
· является средой, где живёт человек;
· природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.);
· источник средств производства;
· природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается(теория «вызова-ответа» Тойнби).
Негативное:
· способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития;
· способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.);
· разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).
Влияние общества на природу.
Позитивное:
· охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы;
· обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера;
· создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.;
· охрана животного и растительного мира (« Красная книга»).
Негативное:
· истощение недр;
· загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
· уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов;
· применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
|
Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.Причины глобализации.
· Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
· Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
· Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
· Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.
Формы глобализации.
· Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).
· Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН).
· Духовная (туризм, диалог культур).
Последствия глобализации.
Позитивные.
· Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
· Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
· Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
· Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.
Негативные.
· Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
· Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
· Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
· Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
· Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
|
Глобальные проблемы – это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба.Причины возникновения глобальных проблем.
· Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
· Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
· Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
· Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.
Признаки глобальных проблем.
· Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
· Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
· Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
· Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
· Влияние на ход развития человеческой цивилизации.
Типы глобальных проблем
1.Проблемы между государствами.
· Угроза третьей мировой войны(предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов).
· Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
· Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка).
·Проблема международного терроризма.
2.Проблемы взаимодействия человечества и природы
· Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе).
· Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
· Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом).
· Рациональное использование мирового океана и космоса.
· Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе
· Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость).
· Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа).
· Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах).
· Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий).
Пути решения глобальных проблем.
· Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
· Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
· Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
· Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.
|
|