Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ № 11.1



ЛЕКЦИЯ № 11.1

Проанализируйте каждого деятеля Средневековья и составьте таблицу, где укажите имя деятеля, годы жизни, вид деятельности, им выдвинутая идея, цель или задачи воспитания и образования

 

Гуго Сен-Викторский  

(1096-1141) Французский философ, богослов, педагог

Глава парижской кафедральной школы. В «Дидаскалионе», одном из самых выдающихся педагогических памятников Средневековья, сформулировал и последовательно развил взгляд на учение, основывающееся на приобретении всеобъемлющего знания, как на способ совершенствования личности, осознающей свою природу, подчиняющей чувства и поступки голосу разума.

Систематическое усвоение опыта предшествующих поколений, осуществляемое в ходе обучения, и дает, по его мнению, тот результат, который называют знанием, а изучение логики, математики, физики и иных мирских наук «также учат истине», но бессильны достичь истины христианской веры.

 Он полагал, что взаимоотношения учителя и ученика должны строиться на основе размышления и созерцания. Учитель и его ученики должны развивать в себе такие качества как усердие и благонравие. Благонравие, по мнению ученого, это смирение, проявляющееся в отсутствии высокомерия и стремлении к постоянному познанию.

Пьер Абеляр      

(1079-1142) Французский философ, теолог, поэт. Развил учение, названное впоследствии концептуализмом

П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.

Бенедикт Нурсийский 

(480-533)

Основатель ордена анахоретов (Бенедиктинцев) в 529 г., в котором были утверждены первые монастырские школы (господствующая до XI в. форма образования). Обучение велось на латыни, что стало традицией для преподавания. Латынь стала и языком ученых.

Винцент из Бове

(1190 -1264) Доминиканский монах, богослов, энциклопедист, философ и педагог

Сочинение монаха и наставника детей французского короля «О воспитании знатных детей» явилось своеобразной педагогической энциклопедией Средневековья. В нем в тесном единстве рассматривались проблемы обучения и воспитания нравственности. Винсент доказывал, что знания облагораживают человеческую природу, позволяют осознанно относиться к себе и к своим знаниям. Он считал, что только это единство и может обеспечивать добродетельное поведение.

Он призывал к смягчению воспитания, предлагая завоевывать познавательный интерес детей шуткой и играми. Важной идеей можно считать его тезис о недопустимости использования в процессе обучения телесных наказаний. Он призывал педагога действовать исключительно убеждением и принуждением, а наказывать телесно воспитанника лишь в крайних случаях.

Фома Аквинский

(1225/6-1274) Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви

Изучал в Неапольском университете свободные искусства. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. был причислен к лику святых.

Фома Аквинский четко определил область науки и веры. Задача науки, считал он, объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить все наука не может, поэтому, по мнению философа над царством научного и философского познания находиться царство богословия. Так как область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.

Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему.

Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир – это единство «формы» и «материи».

Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом.

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Таким образом, Фома Аквинский способствовал утверждению рационалистически-индивидуалистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.

Робер де Сорбон

(1201 — 1274гг.) Французский теолог, основатель колледжа в Париже, так называемого Сорбоннского дома, которому было суждено стать центром организации старейшего и крупнейшего французского университета

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Витторино да Фельтре

(1378-1446) Выдающийся педагог-практик, математик, профессор философии

В 1423 г. был приглашен маркизом Гонзаго в Мантую и стал воспитателем его детей. В Мантуе Витторино создал школу для подростков и юношей – «Дом радости» и руководил ею на протяжении 22 лет.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха.

В «Доме радости» наряду с детьми маркиза обучались наследники других знатных фамилий, а также дети горожан Мантуи, а позднее дети из других городов Италии, Греции, Франции, Германии. Выходцы из богатых семей обучались за плату, бедняки – бесплатно.

Витторино в «Доме радости», пытался реализовать основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывную связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию (право, медицину, теологию).

Он стремился сформировать у своих учеников уважение к другим людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Витторино, которого современники называли «Сократом нашего времени», являл собой «живой образец» того, как должно себя вести. Он создал стиль жизни и отношений в школе, способствовавший реализации его педагогических установок.

Для обучения Витторино считал необходимым развивать природные задатки, которые надо возделывать, и науку, которая делает людей лучше и дает им убежища на все случаи жизни. Он стремился индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Пробудить активность и самостоятельность учеников, применял самые различные методы, широко использовал игры. Пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу.

Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствующий здоровому образу жизни. В школе существовали строгие и очень умеренные нормы еды и питья. Учеников приучали к труду и отвращали от бездействия, их закаляли, с ними проводили физические занятия.

Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого Витторино, а также той общественной поддержкой, которую он сумел получить.

.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.