по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Вопросы к экзамену
по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»
2020-2021 учебный год
- Предмет и задачи возрастной анатомии, возрастной физиологии и школьной гигиены. Связь курса с другими предметами.
- Организм как единое целое.
- Периодизация онтогенеза, её принципы.
- Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы и её основные этапы развития.
- Электронно-микроскопическая структура нервной ткани. Нейрон- основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Нейроглия, её значение.
- Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, её звенья. Классификация рефлексов. Рефлекторное кольцо.
- Связь между нейронами. Синапсы. Строение синапса, передача возбуждения в синапсе, роль медиаторов в процессе передачи возбуждения.
- Строение и функции вегетативной нервной системы.
- Строение и функции стволовой части головного мозга.
- Строение и функции коры больших полушарий головного мозга человека: доли, борозды и извилины, основные корковые поля.
- Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы.
- Физиологическая характеристика детей от 6 до 10 лет.
- Нарушения высшей нервной деятельности ребенка. Понятие о детских неврозах. Их причины и профилактика.
- Торможение условных рефлексов. Его виды.
- Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов.
- Зрительный анализатор, функциональное значение его звеньев и их строение. Гигиена зрения.
- Слуховой анализатор, функциональное значение и строение. Гигиена слуха.
- Понятие о работоспособности. Методы изучения. Утомление, его профилактика.
- Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня для детей и подростков. Биологические ритмы.
- Гигиенические требования к учебному расписанию уроков, их проведению, приготовлению заданных уроков.
- Гигиенические требования к организации питания детей и подростков.
- Гигиенические требования к организации трудового обучения.
- Понятие о «школьной зрелости», её критерии.
- Рост и развитие скелета. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.
- Осанка, определяющие её факторы. Нарушения осанки и их профилактика.
- Понятие об эндокринных железах. Гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции. Гормоны, особенности и механизмы их действия.
- Понятие об обмене веществ в организме. Особенности обмена веществ у детей.
- Значение сердечно-сосудистой системы. Общая схема кровообращения.
- Возрастные особенности функционирования сердечно- сосудистой системы.
- Состав и свойства крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты. Строение и функции.
- Тромбоциты, строение и функции. Свертывание крови.
- Понятие об иммунитете. Его роль в сохранении биологической индивидуальности.
- Физиологическая характеристика возрастного периода от 12 до 16 лет.
- Пищевые отравления. Их профилактика.
- Нейрофизиологические основы поведения человека: теория функциональных систем Анохина П.К.
- Значение, строение и функции дыхательной системы. Гигиена дыхания. Возрастные особенности.
- Мочевыделительная система. Почки. Строение и функции. Возрастные особенности.
- Глистные инвазии. Их профилактика.
- Роль органических веществ в организме. Обмен белков, жиров и углеводов. Возрастные особенности.
- Общие закономерности роста и развития организма человека. Понятие об акселерации развития.
- Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний.
- Хроническое инфекционное заболевание – туберкулез.
Преподаватель :Морозова М.А.
|