|
|||
Реформа государственной деревни П. Д. Киселёва была полезна для государства и общества».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вариант ЕГЭ по истории 1. Расположите в хронологической последовательности названных лиц. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу. 1) Гильом Каль 2) Юрий Долгорукий 3) Андрей Боголюбский 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 3. Ниже приведён ряд имён государственных деятелей. Все они, за исключением двух, в разные периоды проводили реформы. 1) С. Ю. Витте 2) Е. Ф. Канкрин 3) С. С. Уваров 4) A. M. Горчаков 5) М. М. Сперанский 6) Ф. Г. Волков Найдите и запишите порядковые номера государственных деятелей, не относящиеся к этому списку. 4. Напишите пропущенное слово или словосочетание. Договор между помещиком и крестьянской общиной, устанавливавший размер надела и повинности за пользование им по реформе 1861 г. называется ___________________. 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Милостивый государь, как много должна я сегодня вам сообщить! Не знаю, с чего и начать. Мой флот, под командою не моих адмиралов, а графа Алексея Орлова, разбил неприятельский флот, сжёг полностью его в Чесменской гавани, древнем Клазомене. Три дня тому назад я получила об этом прямое известие. Около ста судов всевозможных родов были обращены в пепел. Не смею выговорить количество погибших [врагов]: их насчитывают до двадцати тысяч. Общий военный совет положил предел разъединению двух адмиралов, отдав командование генералу войск сухопутных, находившемуся на этом флоте и который к тому же был старший по службе. Это решение было единодушно всеми одобрено. Я всегда говорила, что герои рождаются для великих событий».
Б) «Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг… Я родилась в Петербурге… примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации. Государыня приняла меня от купели, а племянник её, великий князь, впоследствии император Пётр III, был моим крёстным отцом. Эту честь я могла бы приписать женитьбе моего дяди, канцлера, на двоюродной сестре Елизаветы, но я больше обязана этим чувству дружбы её к моей матери, которая во время прежнего царствования великодушно и, нельзя не прибавить, очень деликатно помогала великой княгине деньгами, а она часто нуждалась в них, потому что сорила ими много, а получала мало. Я имела несчастье потерять свою мать на втором году жизни и узнала о её прекрасных качествах только от тех друзей и лиц, которые с чувством признательности вспоминали о ней». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в. 2) Пётр III был братом автора данного письма. 3) Автором данного письма была российская императрица. 4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года. 5) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в. 6) Внуком автора данного письма был император Николай I. ФРАГМЕНТ А : ФРАГМЕНТ Б: 7. Какие княжества боролись за лидерство в политическом объединении Руси в XIII—XIV в. 1) Галицко-Волынское 2) Нижегородское 3) Тверское 4) Московское 5) Киевское 6) Черниговское 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________. Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. ____________. В) Варшава была освобождена в ____________ г. Пропущенные элементы: 1) 1944 г. 2) А. Маресьев 3) 1945 г. 4) Москва 5) И. Кожедуб 6) Сталинград Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 9. Установите соответствие между флотоводцами и военными событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. 10.Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора. «В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР, написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвёртая — «Бег* была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе. Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются. Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут». 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. 12. Прочтите отрывок из летописи. «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами 2) после Олега правил Русью князь Святослав 3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией 4) указанные события относятся к концу IX в. 5) варяги — наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей 6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам 13. Рассмотрите схему и выполните задание Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2». 14. Рассмотрите схему и выполните задание Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3 15. Рассмотрите схему и выполните задание Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3». 16. Рассмотрите схему и выполните задание Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев. 2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством. 3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н. Н. Раевский. 4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр». 5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин. 6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII. 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) На монете изображено здание, в котором на момент событий, которым посвящена монета, находился Верховный Совет РСФСР. 2) После событий, которым посвящена монета, состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР и была принята Декларация о государственном суверенитете России. 3) В событиях, которым посвящена монета, участвовал Б. Н. Ельцин. 4) События, которым посвящена монета, начались с издания указа Президента России о роспуске Верховного Совета. 5) В том же году, в честь событий которого была выпущена монета, в России была принята новая Конституция. 19. Какие из карикатур относятся к тому же десятилетию, что и события, которым посвящена монета? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны. 20. Прочитайте отрывок из работы, посвящённой истории Великой Отечественной войны, и кратко ответьте на вопросы. «Зимняя кампания ... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития — период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной ими советской земли. Важно и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии — ……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта в летних операциях .......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление. Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в 1941г. По своему стратегическому содержанию зимняя кампания ............г г. была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные, наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные перегруппировки войск, сил и средств». Укажите годы военной кампании, описанной в работе. С войсками каких государств воевали в ней бойцы Красной Армии? 21. Прочитайте отрывок из работы, посвящённой истории Великой Отечественной войны, и кратко ответьте на вопросы. «Зимняя кампания ... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития — период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной ими советской земли. Важно и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии — ……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта в летних операциях .......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление. Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в 1941г. По своему стратегическому содержанию зимняя кампания ............г г. была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные, наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные перегруппировки войск, сил и средств». Какая важнейшая битва Великой Отечественной войны описана в данном отрывке? Используя знания по истории, укажите, кто из советских военачальников в ней отличился? (Укажите не менее трёх имён) 22. Прочитайте отрывок из работы, посвящённой истории Великой Отечественной войны, и кратко ответьте на вопросы. «Зимняя кампания ... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития — период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной ими советской земли. Важно и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии — ……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта в летних операциях .......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление. Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в 1941г. По своему стратегическому содержанию зимняя кампания ............г г. была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные, наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные перегруппировки войск, сил и средств». Опираясь на документ и свои знания по истории, укажите, начало какого периода в истории Великой Отечественной войны ознаменовала собой данная военная кампания. Каковы были общие результаты боевых действий на советско-германском фронте в этот период времени? (Укажите не менее трёх результатов). 23. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт. Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)? 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Реформа государственной деревни П. Д. Киселёва была полезна для государства и общества». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Юрий Долгорукий; 2) Александр I; 3) А. В. Колчак. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель; – назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
|
|||
|