|
|||
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)ОП.06. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) УРОК № 15 Группа: СВ-4-18 Дата: 15.10.2020 г. Преподаватель ПТП: Л.Н.Иванова ТЕМА УРОКА: ФИРМА КАК КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ФИРМА. ФИРМА – ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
Цель урока:изучить понятие фирмы как коммерческой организации. Современная фирма. Фирма – юридическое лицо.
Фирма - это коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. 1. Фирма - это место, где в результате взаимодействия производственных факторов создаются и реализуются продукция и услуги. 2. Фирма не просто комбинация производственных факторов. Это в то же время организация - группа людей, работа которых сознательно координируется в определенных целях, это производственный коллектив. 3. Фирма - коммерческая организация. В соответствии с Гражданским кодексом российской федерации коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Для того чтобы фирма была официально признана самостоятельной коммерческой организацией, она должна получить соответствующее своему положению «звание». Такой правовой статус придает фирме ранг юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Итак, первый и основной признак фирмы как юридического лица - наличие у нее обособленного имущества. Это значит, что имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и т.п. Но это обособленное имущество может быть разным. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает три формы обособления имущества: 1. Фирма - собственник имущества. Она управляет и распоряжается им, имеет право продавать его, отдавать в залог или сдавать в аренду и т.д. собственниками своего имущества являются все негосударственные предприятия. 2. Фирма имеет имущество в хозяйственном ведении. Она владеет, пользуется и распоряжается им, но не является его собственником. Собственник контролирует его использование и сохранность, а также имеет право на получение части прибыли. Фирма не имеет права без согласия собственника продавать,, передавать в залог или аренду недвижимую часть находящегося в его ведении имущества (землю, здания, сооружения). Имущество такого предприятия является неделимым. Его нельзя распределять между работниками фирмы. 3. Имущество находится в оперативном управлении фирмы. Это относится к так называемым государственным «казенным» предприятиям. Они также не являются собственниками закрепленного за ними имущества. На них распространяются все названные выше ограничения и запреты. Более того, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Причины возникновения фирм ученные объясняют по разному. К.Маркс, например, объединял возникновения фирм с развитием кооперации и распределения труда, основанных на системе машин. Наш современник, лауреат Нобелевской премии с экономики, профессор Чикагского университета Р. Коуз считает, что появление фирм обусловлено необходимостью транзакционных издержек. Гэлбрейт Джон Кеннет (род. в 1908 г.) - один из наиболее известных представителей нетрадиционной ветви в экономической науке. Довольно критически относится к конструированию формальных моделей, постоянно стремится уяснить суть изменений, происходящих в экономике и обществе. По его мнению, в современной экономике необходимо различать рыночную и планирующую системы. В современной «техноструктуре» (термин Гэлбрейта) капиталом фактически распоряжаются не собственники, а менеджеры, технические специалисты. Задача науки - изучить, как меняются цели, стимулы деятельности, структура потребления, характер власти, оценить условия, в которых эволюционирует экономика. Д. Гэлбрейт - автор более двадцати книг, в том числе по истории экономической мысли. У нас переведены «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества», «Жизнь в наше время». Д. Гэлбрейт предупреждал, что социальные преобразования надо совершать с величайшей осторожностью, что современная сложная экономика не может успешно развиваться без умной стратегической программы, гибкого централизованного управления. Тинберген Ян (1903-1996) - нидерландский экономист, один из создателей эконометрики. В работе «Экономическая политика: принципы и модель» использовал количественные методы для анализа политических процессов. Был директором Центрального бюро планирования в Нидерландах. Работал консультантом при правительствах Индии, Египта, Турции и ряда других стран. С 1966 г. был председателем Комитета планирования развития ООН. Внес существенный вклад в анализ проблем экономики стран «третьего мира». Руководил проектом «Пересмотр международного порядка». Первый лауреат Нобелевской премии в области экономики (1969 г.). Мюрдаль Гуннар (1898-1987) - один из основателей шведской (стокгольмской) школы макроэкономики. Занимался не только теоретическими проблемами (его перу принадлежит работа «Экономические результаты фискальной политики»: рекомендации, как преодолеть Великую депрессию), но и считался крупнейшим авторитетом в области экономической и социальной политики. «Экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и социальных сил на экономику, не вправе считать себя таковым», - утверждал Мюрдаль. Нобелевская премия присуждена (совместно с Ф. Хайеком) за основополагающие работы по теории денег и конъюнктурных колебаний и анализ взаимовлияния экономических, социальных и институциональных процессов (1974 г.). Работы Мюрдаля, как правило, полемичны. Он критикует «вызывающее потребление» Запада, предупреждает против неоправданного «послевоенного оптимизма», осуждает сторонников ортодоксии за невнимание к моральной основе экономической теории. На русский язык переведена работа Мюрдаля «Азиатская драма: исследование бедности народов». Перру Франсуа (1903-1987) - представитель и фактический лидер институционально-социологической школы во Франции. Автор теории экономического доминирования: отношения между участниками хозяйственной деятельности строятся не как отношения равноправных партнеров, а как отношения господства и подчинения. «Современный экономический мир есть мир фирм господствующих и фирм подчиненных», - утверждает Перру. Подобным же образом строятся отношения между различными отраслями экономики, между отдельными государствами. Ф. Перру обосновал идеи индикативного планирования, разработал рекомендации по совершенствованию хозяйственно-регулирующей деятельности государства. Фирмы определяют деловую активность национальной экономики. Они являются главными товаропроизводителями, субъектами, которые осуществляют развитие производства, определяют его структуру. От эффективности функционирования предприятия зависят экономический, научный, технический уровень развития стран, благосостояние всех верст населения. Функции фирмы: 1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому -- преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п., волна которых прокатилась по городам Украины в первой половине 90-х годов. 2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы фирмы в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой. 3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства. В экономической теории фирму рассматривают как организацию, имеющую обладающую индивидуальными характеристиками, которая проходит определенные стадии своего жизненного цикла и деятельность которой направлена на определенные цели. Характеристики, присущие любой фирме: 1. Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы. 2. Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д. 3. Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. 4. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления. Получение максимальной прибыли это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество); изменение структуры капитала.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Написать краткий конспект урока.
Ответ на домашнее задание (в виде фотографий или документов Microsoft Word) прислать на электронный адрес:
|
|||
|