Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТАБЛИЦА ПЕРИОДИЗАЦИИ



ДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТАБЛИЦА ПЕРИОДИЗАЦИИ

 

 

ВОЗРАСТ

СРОКИ

КРИТЕРИИ  ПЕРИОДИЗАЦИИ

Социальная ситуация развития

(специфичная, характерная для этого возраста система отношений между ребенком и взрослым)

Специфика возраста(решение возрастных задач развития) Ведущий тип деятельности (в ней происходит познавательное и личностное развитие ребенка, формируются другие виды деятельности) Центральное новообразование(изменения, возросшие возможности, результат развития ребенка на каждом возрастном этапе)
Новорожденный

0-3мес.

Физиологическое и психологическое единство ребенка с матерью.

  Физиологические отправления Комплекс оживления – эмоциональная и двигательная реакция на появление матери. Координация «глаз-рука»
Младенческий

4 мес. -1 год

«Мы» - эмоциональное единство ребенка и матери. Ключевая роль в развитии принадлежит матери.

Вопрос о базовом доверии или недоверии к миру через общение с взрослым или средой. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Речь, прямохождение, манипулятивная деятельность с предметами.
Кризис 1 года

Стремление быть самостоятельным, но при   этом возможности ребенка еще очень ограничены.

Ранний

1-3 года

Отношения партнерства. Ребенок чувствует себя равным взрослому по возможности взаимодействия с различными предметами в его поле досягаемости

Обретение самостоятельности или негативный вариант – неуверенность в себе или стыдливость, сомнения, если взрослые сверхтребовательны к ребенку или делают за него то, что он может сделать сам.

Предметно-манипулятивная деятельность (освоение ребенком общественно выработанных способов дейсвия с предметами) Система «Я» (первичное представление о себе, потребность в ориентировке
Кризис 3 лет

«Я САМ» симптомы негативной фазы: негативизм, строптивость, протест-бунт, стремление к деспотизму

обесценивание взрослых, упрямство, своеволие

Дошкольный 3-7 лет

В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка. Появляются новые взрослые кроме отца и матери, что позволяет ему идентифицировать себя с ними.

Стремление к творчеству, созиданию. Альтернатива между инициативой и чувством вины.  Сюжетно-ролевая игра Целостное мировоззрение, соподчинение мотивов, потеря непосредственности. Приобретение широкого репертуара социальных ролей. Способность общаться с другими детьми, самостоятельное построение игр.
Кризис 7 лет

Симптомы «негативной фазы»: манерничанье, «потеря непосредственности», «симптом горькой конфеты».

Младший школьный 7-11 лет

В окружении ребенка появляется новый взрослый «учитель», который представляет для него общественные нормы, требования.

Овладение умениями. Компетентность против неуверенности в себе. Учебная деятельность Произвольность психических процессов
Кризис 11-13 лет

Трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит   вне школы. Детские компании (поиск друга). Ведение дневника (интимные переживания, сомнения, наблюдения).

Младший подростковый 11-15 лет

Общение со сверстниками отдается приоритет.

Формирование идентичности Интимно-личностное общение Первая любовь, чувство одиночества.
Кризис 15 лет

Кризис идентичности. Самоопределение: кто я?, на что я способен? Подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, подражание взрослой моде в одежде, прическе, подражание «легкой» жизни. Познавательные интересы утрачиваются.

Старший подростковый 15-18 лет

Стремится быть и считаться взрослым, есть потребность в признании его взрослыми окружающими.

Формирование идентичности или негативный вариант – спутанность идентичности (мучительные сомнения относительно себя, своего места в обществе, группе, неясность жизненной перспективы). Учебно-профессиональ-ная деятельность. Возникновение представления о себе как «не о ребенке».Целостный образ «Я». Освоение социального поведения, нормы морали, отношения равенства и уважения друг к другу.
               

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.