|
||||||||
ДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТАБЛИЦА ПЕРИОДИЗАЦИИДЕТСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТАБЛИЦА ПЕРИОДИЗАЦИИ
ВОЗРАСТ |
СРОКИ |
КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ | ||||||
Социальная ситуация развития (специфичная, характерная для этого возраста система отношений между ребенком и взрослым) | Специфика возраста(решение возрастных задач развития) | Ведущий тип деятельности (в ней происходит познавательное и личностное развитие ребенка, формируются другие виды деятельности) | Центральное новообразование(изменения, возросшие возможности, результат развития ребенка на каждом возрастном этапе) | |||||
Новорожденный |
0-3мес. | Физиологическое и психологическое единство ребенка с матерью. | Физиологические отправления | Комплекс оживления – эмоциональная и двигательная реакция на появление матери. Координация «глаз-рука» | ||||
Младенческий |
4 мес. -1 год | «Мы» - эмоциональное единство ребенка и матери. Ключевая роль в развитии принадлежит матери. | Вопрос о базовом доверии или недоверии к миру через общение с взрослым или средой. | Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. | Речь, прямохождение, манипулятивная деятельность с предметами. | |||
Кризис 1 года | Стремление быть самостоятельным, но при этом возможности ребенка еще очень ограничены. | |||||||
Ранний |
1-3 года | Отношения партнерства. Ребенок чувствует себя равным взрослому по возможности взаимодействия с различными предметами в его поле досягаемости | Обретение самостоятельности или негативный вариант – неуверенность в себе или стыдливость, сомнения, если взрослые сверхтребовательны к ребенку или делают за него то, что он может сделать сам. | Предметно-манипулятивная деятельность (освоение ребенком общественно выработанных способов дейсвия с предметами) | Система «Я» (первичное представление о себе, потребность в ориентировке | |||
Кризис 3 лет | «Я САМ» симптомы негативной фазы: негативизм, строптивость, протест-бунт, стремление к деспотизму обесценивание взрослых, упрямство, своеволие | |||||||
Дошкольный | 3-7 лет | В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка. Появляются новые взрослые кроме отца и матери, что позволяет ему идентифицировать себя с ними. | Стремление к творчеству, созиданию. Альтернатива между инициативой и чувством вины. | Сюжетно-ролевая игра | Целостное мировоззрение, соподчинение мотивов, потеря непосредственности. Приобретение широкого репертуара социальных ролей. Способность общаться с другими детьми, самостоятельное построение игр. | |||
Кризис 7 лет | Симптомы «негативной фазы»: манерничанье, «потеря непосредственности», «симптом горькой конфеты». | |||||||
Младший школьный | 7-11 лет | В окружении ребенка появляется новый взрослый «учитель», который представляет для него общественные нормы, требования. | Овладение умениями. Компетентность против неуверенности в себе. | Учебная деятельность | Произвольность психических процессов | |||
Кризис 11-13 лет | Трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит вне школы. Детские компании (поиск друга). Ведение дневника (интимные переживания, сомнения, наблюдения). | |||||||
Младший подростковый | 11-15 лет | Общение со сверстниками отдается приоритет. | Формирование идентичности | Интимно-личностное общение | Первая любовь, чувство одиночества. | |||
Кризис 15 лет | Кризис идентичности. Самоопределение: кто я?, на что я способен? Подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, подражание взрослой моде в одежде, прическе, подражание «легкой» жизни. Познавательные интересы утрачиваются. | |||||||
Старший подростковый | 15-18 лет | Стремится быть и считаться взрослым, есть потребность в признании его взрослыми окружающими. | Формирование идентичности или негативный вариант – спутанность идентичности (мучительные сомнения относительно себя, своего места в обществе, группе, неясность жизненной перспективы). | Учебно-профессиональ-ная деятельность. | Возникновение представления о себе как «не о ребенке».Целостный образ «Я». Освоение социального поведения, нормы морали, отношения равенства и уважения друг к другу. | |||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|