|
|||
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ2.6 СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ Основные представители русской философии
Э. Гуссерль Ж-П Сартр А. Камю З Фрейд К.Г. Юнг Э. Фромм Б.Ф. Скиннер К. Лоренц Р. Генон К Поппер Т. Кун П. Фейерабенд И. Лакатос де Шарден К. Леви-Строс М. Фуко Ж. Деррида Ж. Делёз Современная философия – это разбитое на множество осколков огромное зеркало. Классифицировать направления можно по разным основаниям. В частности, есть деление школ в зависимости от решения основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм). Однако это основание является сетью с весьма крупными ячейками, и такие школы, как герменевтика и постструктурализм, просто проскальзывают сквозь сеть, не задевая ее. Данная предложенная классификация преследует лишь учебные цели и не претендует на глубокую систематику. В основе ее качественной разнородности лежит качественная разнородность самого человека. У человека есть тело, душа (чувство, разум, воля, интуиция) и набор установок (интенций или отношений). Тройственная структура (тело – душа – отношение) предопределяет разность направлений. Биологические направления держат в объективе человеческую телесность. Феноменологические – нацелены на чувственную часть души. Логико-рациональные – исследуют разум. Культурологические и социологические направления концентрируются вокруг отношений, угадывая в них скрытые культурные архетипы (структуры Леви-Строса), то экономические интересы (Маркс). Феноменология – обширная область философских течений. В центре ее – гуссерлианское понятие «интенции» (англ. Intend – намереваться). Имеется в виду то, что человек – это какая-то психологическая готовность (направленность) действовать в каком-либо отношении. Биологические направления связаны с представлениями о цепи безусловных рефлексов (инстинктов). В психоаналитических произведениях З.Фрейда важную роль играют инстинкты «либидо» и «мортидо» (или «этос» и «танатос» – инстинкты жизни и смерти). В работах К. Лоренца главное внимание уделяется инстинкту агрессии как источнику агрессивности человека. Биологические направления смыкаются с психологическими течениями, рассматривающими психику как природное образование (бихевиоризм Скиннера). Логико-рационалистические направления анализируют формы мышления и их представленность в языке. При этом в качестве языка рассматриваются как обыденные, так и научные языки (математики, физики и т.д.). Герменевтика оказалась симбиозом феноменологии и рационализма (здесь в качестве предмета философии рассматривается интерпретация текста). Культурологические направления представляют философию в недрах культуры. Здесь философия выступает в качестве «проявителя» скрытых смыслов культуры. Естественнонаучные направления занимаются поиском законов развития человеческой истории как истории человеческих взаимодействий. Социологические направления лишь усиливают эту тенденцию и акцентируют внимание на понятии социального взаимодействия между людьми. Необычным, о мощным течением современности является философско-мистическое (даже магическое) направление, где тайны связаны с «путями» движения людей, их траекториями (судьбой, кармой). Это восточные философские системы.
|
|||
|