Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ



2.6 СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Основные представители русской философии

 


Э. Гуссерль

Ж-П Сартр

 А. Камю

З Фрейд

 К.Г. Юнг

 Э. Фромм

Б.Ф. Скиннер

К. Лоренц

Р. Генон

К Поппер

 Т. Кун

П. Фейерабенд

И. Лакатос

де Шарден

К. Леви-Строс

 М. Фуко

 Ж. Деррида

 Ж. Делёз



Современная философия – это разбитое на множество осколков огромное зеркало. Классифицировать направления можно по разным основаниям. В частности, есть деление школ в зависимости от решения основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм). Однако это основание является сетью с весьма крупными ячейками, и такие школы, как герменевтика и постструктурализм, просто проскальзывают сквозь сеть, не задевая ее.

Данная предложенная классификация преследует лишь учебные цели и не претендует на глубокую систематику. В основе ее качественной разнородности лежит качественная разнородность самого человека. У человека есть тело, душа (чувство, разум, воля, интуиция) и набор установок (интенций или отношений). Тройственная структура (тело – душа – отношение) предопределяет разность направлений. Биологические направления держат в объективе человеческую телесность. Феноменологические – нацелены на чувственную часть души. Логико-рациональные – исследуют разум. Культурологические и социологические направления концентрируются вокруг отношений, угадывая в них скрытые культурные архетипы (структуры Леви-Строса), то экономические интересы (Маркс).

Феноменология – обширная область философских течений. В центре ее – гуссерлианское понятие «интенции» (англ. Intend – намереваться). Имеется в виду то, что человек – это какая-то психологическая готовность (направленность) действовать в каком-либо отношении.

Биологические направления связаны с представлениями о цепи безусловных рефлексов (инстинктов). В психоаналитических произведениях З.Фрейда важную роль играют инстинкты «либидо» и «мортидо» (или «этос» и «танатос» – инстинкты жизни и смерти). В работах К. Лоренца главное внимание уделяется инстинкту агрессии как источнику агрессивности человека. Биологические направления смыкаются с психологическими течениями, рассматривающими психику как природное образование (бихевиоризм Скиннера).

Логико-рационалистические направления анализируют формы мышления и их представленность в языке. При этом в качестве языка рассматриваются как обыденные, так и научные языки (математики, физики и т.д.). Герменевтика оказалась симбиозом феноменологии и рационализма (здесь в качестве предмета философии рассматривается интерпретация текста).

Культурологические направления представляют философию в недрах культуры. Здесь философия выступает в качестве «проявителя» скрытых смыслов культуры. Естественнонаучные направления занимаются поиском законов развития человеческой истории как истории человеческих взаимодействий. Социологические направления лишь усиливают эту тенденцию и акцентируют внимание на понятии социального взаимодействия между людьми.

Необычным, о мощным течением современности является философско-мистическое (даже магическое) направление, где тайны связаны с «путями» движения людей, их траекториями (судьбой, кармой). Это восточные философские системы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.