|
|||
Социальная философия. Гоббс (Hobbes) Томас (1588 –1679)Социальная философия Гоббс (Hobbes) Томас (1588 –1679) 1. Какие причины возникновения религии выделяет Гоббс? Гоббс выделяет четыре причины происхождения религии, которые выводятся из человеческой природы. Он утверждает, что человеку присущи любознательность (свойство «доискиваться причин наблюдаемых событий») и стремление к рассмотрению «начала вещей». Кроме того, человек способен выстраивать причинно-следственные связи в связи с природной наблюдательностью и «беспокойством о будущем». Последняя психологическая причина — страх, возникающий в результате невежества.
2. Назовите основные черты естественного состояния человечества. Естественное состояние – это состояние равенства людей, которые вольны использовать любые средства для достижения своей цели – сохранения жизни.
Естественное состояние человечества – это аморфное и бесформенное состояние войны всех против всех, в котором правит паранойя – ведь никто не может чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме среди семьи, ведь никогда невозможно знать, кто и в какой момент решит реализовать свои права в ущерб твоих собственных. Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку - волк». Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех»
4. Назовите причины перехода к гражданскому состоянию. Гражданское состояние - безопасность, просвещение, развитие человека, несмотря на подавление. Люди, находящиеся в естественном состоянии, понимают, что это состояние опасно, и договариваются делегировать какому-то органу свои полномочия, чтобы взамен получить безопасность и правила поведения. На государство переносятся полномочия или права естественного человека, а права естественного человека безграничны, поэтому все права. «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов…»
5. Кто создает государство? Какова основная функция государства? Определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты». Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства: 1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю». 2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия 3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними. Основная цель государства - не допустить людям убивать друг друга. 6. Какую форму государственного устройства Гоббс считает идеальной? Почему? По Гоббсу имеется три формы государственной власти: · монархия, где носителем верховной власти является один человек; · демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; · аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.
7. Почему Гоббс именует государство «Левиафан»? Что означает это имя? Левиафан (еврейск. «скрученный, свитый»; совр. значение — «кит») —многоголовое морское чудовище, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете). Уподобляя государство Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - его смерть. Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели.
8. Как Гоббс определяет свободу подданных государства? Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений подданным должна предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также право на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа.
|
|||
|