|
|||
Ситуационные задачиСитуационные задачи 1. Ситуационная задача. Назовите препарат, относящийся к мощным диуретикам и наиболее часто используемый парентерально , как препарат скорой помощи при сильнейших отеках, угрожающих жизни. Задания: -Опишите, как он влияет на электролитный обмен и какой важный микроэлемент он может выводить из организма? -Отметьте, что можно сделать для предупреждения выведения данного элемента из организма? -Оцените, для чего нужен данный микроэлемент в организме и что негативного может произойти при его недостатке в организме? 2.Ситуационная задача. Пациенту для лечения гипертонической болезни назначены Анаприлин 40мг. и Дилтиазем 90мг. по 1таб. 2 раза в сутки. Задания: -Укажите, какие побочные действия могут проявиться у пациента при приеме этих препаратов? -Оцените, какое серьезное осложнение при совместном применении на сердечную мышцу они могут оказать? Обоснуйте? -Укажите, что общего и в чем отличие в действии данных препаратов? 3.Ситуационная задача. Пациенту для лечения гипертонической болезни был назначен мочегонный препарат в дозе 100мг. 2 раза в сутки, у пациента обострилась подагра, увеличились боли в суставах и повысился уровень сахара в крови. Задания: -Укажите, какой препарат был назначен пациенту и почему вы так решили? -Оцените, в чем отличие данного препарата от фуросемида, и в чем их сходство (в каком побочном действии)? -Укажите, в чем отличие данного препарата от Верошпирона? 4. Ситуационная задача. Пациенту для лечения гипертонической болезни внутривенно назначены инъекции Магния сульфата 25% р-р Задания: -Укажите, какими еще фармакологическими действиями на организм обладает Магния сульфат? -Перечислите, какие действия проявятся при применении Магния сульфата per os? -Проанализируйте, в чем отличие действия спазмолитиков миотропного действия от бета- адреноблокаторов? Преимущества и недостатки каждой группы
5..Ситуационная задача. Пациенту для лечения бронхита был назначен антибиотик-Бензилпенициллина натриевая соль,после 10 дневного курса инъекций этого препарата состояние пациента мало изменилось и кроме того у пациента началась диарея (понос), появились кожные высыпания и зуд. Пациенту был назначен другой антибиотик - Амоксиклав,после лечения которым бронхит у пациента прошел ( диарея и кожные высыпания остались). Задания: -Укажите, какие ошибки были допущены при антибиотикотерапии пациента? -Поясните вследствие чего у пациента началась диарея и кожные высыпания, зуд? -Чем отличается Амоксиклав от Бензилпенициллин натриевой соли, почему он помог,а Бензилпенициллин нет? В чем сходство данных препаратов? -Проанализируйте правильно ли сделал фельдшер назначив пациенту Амоксиклав и почему? -Укажите какие препараты можно применить для восстановления нормального стула у пациента? 6. Ситуационная задача. Беременной женщине для лечения инфекционной диареи был назначен антибиотик Тетрациклин, после лечения которым диарея прошла. Задания: -Опишите побочные действия тетрациклина? -Правильно ли было сделано назначение пациентке? Обоснуйте? - Дайте рекомендации по применению тетрациклина? 7. Ситуационная задача. Пожилой женщине для лечения инфекционной диареи был назначен антибиотик - левомицетин. Из истории болезни было выявлено, что женщина долгое время страдает анемией. После курса лечения антибиотиком диарея прошла. Задания: -Охарактеризуйте данный антибиотик (спектр действия, тип воздействия на бактериальную клетку, токсичность и т.д.). -Опишите побочные действия Левомицетина. -Правильно ли был назначен пациентке Левомицетин и почему? 8.Ситуационная задача. К вам на прием пришел молодой человек с жалобами на кровоточивость, разрыхление дёсен, расшатывание и выпадение зубов; наличие подкожных микрокровоизлияний, частые острые респираторные заболевания. Задания: -На недостаток, какого витамина похожи данные симптомы? Ответ обоснуйте, почему при недостатке данного витамина возникают вышеуказанные реакции? -Напишите, в каких продуктах находится данный витамин (источники витамина)? -Выберите фарм. препараты содержащие данный витамин и способ применения. 9.Ситуационная задача. К вам на прием пришла женщина с ребенком. Женщина жаловалась, что у ребенка не симметрично развивается грудная клетка, ребенок отстает в росте, у него плохо развиваются и крошатся зубы. Мама обеспокоена, что кормит ребенка продуктами богатыми кальцием, но это не помогает. Задания: -Укажите, в результате чего происходят в организме ребенка вышеуказанные процессы? -Напишите, какого вещества не хватает ребенку, как такой процесс называется в медицине и источники (продукты и фарм. препараты) недостающего вещества -Что будет, наоборот, при избытке такого вещества в организме? -Опишите способ применения фарм. препарата недостающего ребенку вещества?
10. Ситуационная задача. На прием пришел молодой человек с жалобами на снижение потенции, после опроса было выяснено что молодой человек долгое время занимается культуризмом и последние несколько лет принимал анаболические стероиды для увеличения мышечной массы. Задания: -Почему при применении анаболических стероидов у молодого человека произошло снижение половой функции и потенции? -Укажите, для чего в медицине применяются анаболические стероиды и какими побочными действиями они обладают? -Напишите, какие вы знаете анаболические стероидные препараты? -Проанализируйте, в чем отличие анаболических гормонов от мужских половых гормонов и в чем их сходство? 11.Ситуационная задача. Пациентке для лечения изжоги был назначен антацидный препарат –Альмагель. Задания: -Опишите механизм действия данного препарата? За счет чего данный препарат снимает изжогу? -Опишите способ применения данного препарата? -Напишите, какие вы еще знаете препараты из данной группы? -Чем отличаются антацидные препараты от ингибиторов протонного насоса (по механизму действия) ? 12. Ситуационная задача. Пациенту при язвенной болезни желудка фельдшер назначил антихеликобактерное лечение. Задания: -Поясните, почему при язвенной болезни была назначена антихеликобактерная терапия? -Расскажите, что такое антихеликобактерная терапия и какие лекарственные вещества входят в состав данного лечения? -Опишите полную схему антихеликобактерной терапии? -Напишите, как называется препарат, который может один заменить антихеликобактерную терапию? 13 . Ситуационная задача При язвенной болезни желудка молодому человеку были назначены гастропротекторы (препараты простогландинов ). Задания: -Опишите, как действуют данные средства (механизм действия). -Укажите, какие вы знаете представители из данной группы ? -Проанализируйте, чем отличаются простогландины по действию от группы препаратов висмута и в чем их сходство? 14.Ситуационная задача. На прием к фельдшеру пришел пациент, после обследования был поставлен диагноз – язвенная болезнь желудка. Для лечения фельдшер прописал пациенту препарат из группы препаратов висмута. Задания: -Опишите механизм действия препаратов донной группы? -Перечислите, какие вы знаете препараты из данной группы? -Проанализируйте, в чем отличие в механизме действия препаратов группы висмута от группы гастропротекторов (простагландинов) и в чем их сходство? -Отметьте, какое побочное действие ограничивает применение группы препаратов висмута? 15. Ситуационная задача. Пациентке для лечения новообразования был назначен противоопухолевый препарат, через несколько недель после химиотерапии этим препаратом у пациентки были отмечены признаки повышенной кровоточивости, подкожных точечных кровоизлияний, признаки кислородной недостаточности, снижение иммунитета, склонность к частым инфекционным заболеваниям. Задания: -Укажите, в результате чего у пациентки развились данные побочные эффекты? -Напишите, какие еще побочные действия противоопухолевых препаратов вы знаете? -Перечислите, какие вы знаете противоопухолевые препараты? 16.Ситуационная задача. На прием пришел мужчина с жалобами на сильные боли в правом подреберье, после обследования и сдачи анализов был поставлен диагноз - цирроз печени. Задания: -Напишите, какую группу препаратов можно применить в данной ситуации и какой препарат из этой группы будет наиболее эффективен в данной ситуации? -Опишите, наиболее эффективный способ применения (путь введения) данного препарата при указанного диагнозе? -Укажите, основные фармакологические эффекты данной группы препаратов? -Перечислите, какие еще препараты входят в данную группу Л.С.? 17.Решите задачу. Для растворения антибиотиков часто применяют вещество из местно-анестезирующих средств. Больному нужно ввести 300000 ЕД бензилпенициллина на одно введение. У вас имеется флакон с антибиотиком 500000 ЕД. Задания: -Укажите, что вы возьмете в качестве растворителя и сколько миллилитров для разведения содержимого флакона? -Напишите, сколько миллилитров готового раствора антибиотика вы наберете в шприц? -Перечислите, представители из группы местноанестезирующих средств? 18. Ситуационная задача. В приемное отделение больницы поступил пациент с отеком Квинке. Задания: - Проанализируйте, какой из антигистаминных препаратов наиболее подходит в данной ситуации? Обоснуйте ваш выбор. -Опишите особенности способа применения данного препарата. -Сравните антигистаминные препараты первого и второго поколений. -Укажите, какие недостатки антигистаминных препаратов первого поколения по сравнению с препаратами второго поколения вы можете отметить? -Отметьте, в каких ситуациях антигистаминные препараты первого поколения имеют преимущества перед препаратами второго поколения? -Напишите, какое часто проявляющееся побочное действие ограничивает применение антигистаминных препаратов первого поколения? 19.Ситуационная задача. Вы в составе бригады скорой помощи прибыли по вызову на дом к пациенту, у которого развивалось состояние анафилактического шока. Пациенту был введен раствор адреналина. Задания: -Напишите, какой из противоаллергических препаратов необходимо ввести пациенту после адреналина для оказания наиболее эффективного противоаллергического действия при анафилактическом шоке? Обоснуйте. -Опишите особенности способа применения данного препарата. -Укажите, какие побочные действия могут проявиться при применение данного противоаллергического препарата? -Проанализируйте, в чем приемушества выбранного вами препарата по сравнению с другими противоаллергическими средствами и чем его недостатки? 20. Ситуационная задача. Молодой человек пришел в аптеку и попросил у фармацевта отпустить ему препарат – дикаин.Фармацевт сказала, что данный препарат отпускается только по рецепту врача. Задания: -Укажите, на каком рецептурном бланке должен быть выписан рецепт у молодого человека? -Напишите особенности оформления и срок действия данного рецептурного бланка с момента выписки. -Перечислите, какие группы лекарственных средств (списки Л.С.) выписываются на данном рецептурном бланке? 21.Ситуационная задача. В аптеку обратился пожилой мужчина с просьбой отпустить ему по рецепту этиловый спирт. Задания: -Напишите, рецептурный бланк, какой формы при этом должен предъявить мужчина и как бланк должен быть оформлен? - Укажите, особенности оформления и срок действия данного рецептурного бланка с момента выписки. -Напишите, какие группы лекарственные средств (списки) могут ещё быть выписаны на данном рецептурном бланке?
22.Ситуационная задача. В аптеку обратилась девушка с просьбой отпустить ей препарат – Амоксициллин для лечения бронхита.
- Укажите, рецептурный бланк какой формы при этом должна предъявить пациентка ? -Напишите, особенности оформления и срок действия данного рецептурного бланка с момента выписки. -Перечислите, какие группы лекарственных средств (списки Л.С.) выписываются на данном рецептурном бланке? 23.Ситуационная задача. В аптеку обратилась девушка с просьбой отпустить ей антибиотик ряда пенициллина – Бензилпенициллина натриевая соль, для лечения бронхита. Антибиотик является лекарственным средством списка Б и не входит в списки №1 ;№ 2 ПККН; Задания: -Укажите рецептурный бланк, какой формы должна предъявить девушка в аптеке? -Напишите особенности оформления и срок действия данного рецептурного бланка с момента выписки. -Перечислите, какие побочные действия может оказать на организм данный антибиотик? 24. Ситуационная задача. В аптеку обратился инвалид 2 группы, у него выписан рецепт на получение лекарственного средства - Пахикарпина гидроиодид с 50% скидкой. Задания: -Укажите, на рецептурном бланке, какой формы должен быть выписан Пахикарпина гидроиодид? -Опишите правила оформления рецептурного бланка данной формы? - Отметьте, какой срок действия данного рецептурного бланка с момента выписки? 25.Ситуационная задача. Пациенту был поставлен диагноз - острый тромбоз сосудов. Задания: -Выберите препарат для лечения острого тромбоза сосудов у пациента? Обоснуйте ответ. -Опишите основные показания к применению выбранного препарата? -Проанализируйте, какие побочные действия могут быть при передозировке данного препарата? -Опишите особенности способа применения данного препарата . 26.Ситуационная задача. К вам на прием пришла пациентка, после обследования, которой был поставлен диагноз - мегалобластическая гиперхромная анемия. В вашем распоряжении препараты: Феррум Лек, Сорбифер Дурулес и Феррофольгамма. Задания: -Выберите препарат железа, который необходимо применить в данной ситуации? Обоснуйте ответ? -Проанализируйте, чем отличаются данные препараты и в чем их сходство? -Укажите, особенности применения препаратов железа? 27.Ситуационная задача. В приемное отделение обратился пациент с кровотечением из поверхностных сосудов кожи (но достаточно обильным), которое ослабила, но до конца не остановила давящая антисептическая повязка , в вашем распоряжении: Викасол, губка гемостатическая и кальций хлористый. Задания: -Выберите препарат, который необходим в данном случае? Обоснуйте ответ? -Проанализируйте, чем отличаются данные препараты и в чем их сходство? -Опишите способ и особенности применения выбранного вами препарата. -При каких кровотечениях нельзя использовать данный препарат и почему? 28.Ситуационная задача. Пациенту для лечения обструктивного бронхита были назначены следующие препараты: Амбробене (амброксол) , Кодеин (комб. Препарат « Коделак») , Амоксициллин. Задания: -Укажите, к каким фарм. группам относятся данные препараты? -Проанализируйте, в чем отличие в механизмах действия данных препаратов (как действует каждый препарат)? -Отметьте, какими серьезными побочными действиями обладает Кодеин и что может быть при его передозировке? 29.Ситуационная задача. Пациенту необходима базисная терапия бронхиальной астмы, у него имеются также сопутствующие заболевания: сахарный диабет и язвенная болезнь желудка. В вашем распоряжении Беклометазон ( Беклазон ЭКО) , Кромогликат натрия (Интал), Теофиллин(Теотард) Задания: -Укажите, к каким группам относятся данные препараты? -Проанализируйте, какие из данных препаратов вы выберете в данном случае и почему? -Напишите, в чем отличие в механизмах действия данных групп препаратов? 30.Ситуационная задача. Пациент перенес тяжелое инфекционное заболевание. После чего у него обнаружилось нарушение процессов метаболизма (в сторону распада белков), истощение организма, тяжелая степень дистрофии. Задания: -Укажите, какая группа препаратов наиболее подходит для восстановления здоровья пациента? Обоснуйте ответ? -Опишите основное лечебное действие выбранной группы препаратов. -Перечислите, побочные действия выбранной группы препаратов и представители? 31.Ситуационная задача. Пациенту для лечения обструктивного бронхита были назначены следующие препараты: Амбробене ( амброксол), Кодеин (комб. Препарат « Коделак») и Амоксициллин. Задания: -Укажите, к каким фарм. группам относятся данные препараты? -Проанализируйте, в чем отличие механизмов действия данных препаратов (как действует каждый препарат)? -Отметьте, какими серьезными побочными действиями обладает Кодеин и что может быть при его передозировке? 32.Ситуационная задача. В приемное отделение обратился пациент с кровотечением из поверхностных сосудов кожи (но достаточно обильным), которое ослабила, но до конца не остановила давящая антисептическая повязка, в вашем распоряжении: Викасол, губка гемостатическая и кальций хлористый. Задания: -Выберите препарат, который необходим в данном случае? Обоснуйте ответ? -Опишите способ и особенности применения выбранного вами препарата. -При каких кровотечениях нельзя использовать данный препарат и почему? 33.Ситуационная задача. Назовите препарат, относящийся к мощным диуретикам и наиболее часто используемый парентерально , как препарат скорой помощи при сильнейших отеках, угрожающих жизни. Задания: -Опишите, как данный препарат влияет на электролитный обмен и какой важный микроэлемент он может выводить из организма? -Отметьте, что можно сделать для предупреждения выведения данного элемента из организма? -Оцените, для чего нужен данный микроэлемент в организме и что негативного может произойти при его недостатке в организме? 34.Ситуационная задача.Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Задания: -Укажите, какова причина возникшего осложнения? -Перечислите, какие препараты обладают подобным действием? -Напишите, к каким группам относятся указанные вами препараты? (ганглиоблокаторы: пентамин, бензагексоний, альфа-адреноблокаторы: празозин , фентоламин, альфа2-адреномиметики центрального действия: клофелин, допегит,) Очень резко и мощно расширяют периферические кровеносные сосуды и при быстром вставании, кровь отливает от сосудов гол. Мозга, поэтомы может быть обморок, потеря сознания или коллапс)
35.Ситуационная задача.Больной К., 40 лет, страдающий язвенной болезнью, поступил в клинику с желудочным кровотечением. Из анамнеза известно, что 7 дней назад он заболел гриппом и принимал для снижения температуры препарат Х. Задания: -Определите, какой препарат мог принимать пациент? -Проанализируйте с чем связано развитие кровотечения? -Напишите, к какой группе относятся указанный вами препарат? 36.Ситуационная задача.Больной С. поступил в клинику с диагнозом “Ишемическая болезнь сердца”. Из анамнеза выяснилось, что он также страдает бронхиальной астмой. Какие антиангинальные препараты и почему противопоказанные этому пациенту? К каким группам антиангинальных средств их относят? Задания: - Напишите, какие антиангинальные препараты противопоказанные этому пациенту? Ответ обоснуйте. - Укажите, к какой фармакологической группе они относятся? - Проанализируйте, какие антиангинальные средства лучше подойдут в данной ситуации? Ответ обоснуйте. 37.Ситуационная задача.Больная Н., доставлена в травматологический пункт с закрытым переломом левой лучевой кости. Из анамнеза стало известно, что пациентка страдает ревматоидным артритом и регулярно получает глюкокортикоидную терапию. При рентгенологическом обследовании выявлен диффузный остеопороз. Задания: -Укажите, какая вероятная причина предрасположенности больной к переломам? -Перечислите, какие препараты можно рекомендовать больной для восстановления структуры костной ткани? - Проанализируйте, в чем сходство и в чем отличие глюкокортикостероидов от нестероидных противовоспалительных препаратов? 38.Ситуационная задача.В эндокринологический центр обратился больной А с жалобами на повышение температуры тела, постоянное чувство жара, снижение массы тела, сердцебиением, перепадами настроения. При обследовании выявлены повышение АД, тахикардия, экзофтальм. Установлено наличие тиреотоксикоза. Задания: - Укажите, какие препараты снижают уровень тиреоидных гормонов в крови? (Мерказолил тал 5мг.; метилтиоурацил таб 0,25 г) - Напишите, какие побочные эффекты возможны при назначении таких препаратов? (аллергии, рвота ,слабость,головокружение; повышение температуры, изменение вкусовых ощущений , агранулоцитоз,артральгии) - Перечислите, противопоказания к назначению антитиреоидных средств. 39.Ситуационная задача.Бригада скорой помощи прибыла по вызову к 14-летнему пациенту. При обследовании: больной заторможен, на вопросы отвечает односложно, губы потрескавшиеся, слизистая рта сухая, сухожильные рефлексы снижены, пульс учащен, АД снижено, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Установлен диагноз: «Сахарный диабет, гипергликемическая кома». Задания: -Укажите,какой препарат необходимо назначить в первую очередь? -Объясните цель его применения. - Проанализируйте, каким путем нужно и лучше ввести препарат? Ответ обоснуйте.
|
|||
|