|
|||
Тема: Философская антропология как раздел философии.
Семинарское занятие №9-10
Тема: Философская антропология как раздел философии.
Вопросы к обсуждению: 1. Обосновать, что философская антропология есть философия человека. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? Как вы полагаете, в чем суть ценностно-практической (аксиопраксиологической) проблематики философской антропологии? 2. В чем суть проблемы человека? Сформулировать основные идеи: - проблемы происхождения человека; - проблемы сущности (природы) человека; - проблемы существования человека. 3.Опираясь на очерк П.С.Гуревича, сформулировать ответы философов разных школ и направлений на вопросы «что есть человек?» и «в чем состоит «человечность человека»? 4.Что такое человек по мнению Э.Кассирера? В чем, по Кассиреру, суть кризиса человеческого самопознания? Почему Кассирер полагает, что для описания человеческого мира недостаточно опираться на научные принципы биологии? Объясните смысл основного положения Э.Кассирера: человек проживает не только в физическом, но и в символическом мире. 5.Какие вопросы ставит Ф.Ницше в Ч. I «Так говорил Заратустра»? О чем это произведение? Каковы его сюжет и основные идеи? 6.Что подразумевает Э.Каннети под понятием «масса»? Какие главные черты и характеристики (свойства) массы он выделил? О каких способах укрощения массы говорит Э.Каннтети в Ч. I своей работы «Масса и власть»? 7. «Конец человека» и проблема «постчеловека» в компьютерно-информационном обществе. В чем суть философии «постчеловека»? Что такое «биополитика»?
Литература Учебная: Губин В.Д. Философия. Учебник. М. Проспект, 2005. // Раздел 1.Онтология . Гл.2 Человеческое бытие.Параграфы 1-8. С.51-110. Ильин В.В. Философия: Учебник в 2.т. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.// Т.2 Раздел 7. Философская антропология. С. 335-418. Золкин А.А. Философия: учебник для студентов вузов.М. Юнити, 2005.// Гл. 19. Философская антропология. Параграф 3. С.560- 563.
Первоисточники: Основные: Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Москва : Издательство «Прогресс» , 1988. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ч. I// М.: Сирин, 1990. Канетти Э. Ч. I: Масса // Масса и власть. М.: АСТ, 2015. Агамбен Дж. Homo Sacer . Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. Введение + ч. 1, гл. 1. К размышлению: Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008.
На повышенную оценку (возможен письменный вариант): 1.Раскрыть классические философско-антропологические подходы к пониманию человека и человеческой сущности (природы): - подход философской антропологии М.Шелера (основные положения); - подход философской антропологии Г.Плеснера (основные положения); -подход философской антропологии Пьера Т. де Шардена (основные положения). Является ли человек воплощением космического процесса? 2. Подготовить сообщение по основным идеям следующей философской работы: Агамбен Дж. Политизация смерти // Homo Sacer . Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. Дополнительные первоисточники: Гелен А. О систематике антропологии//Проблема человека в западной философии./ Сост. и послесл. П.С Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.:Прогресс, 1988. С.152-201. Плеснер Х. Ступени органического и человек// Проблема человека в западной философии./Сост. и послесл. П.С Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.:Прогресс, 1988. С.96-151. Шелер М. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии./Сост. и послесл. П.С Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.:Прогресс, 1988. С.931-95. Шарден П.Т. Феномен человека. М.:Наука, 1987.
|
|||
|