|
|||||||||||||
ГОТСКИЙ АЛФАВИТСтр 1 из 4Следующая ⇒ Руны Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги, и Один их вырезал. «Речи Высокого» (перевод А. Корсуна) Руны — основной магический алфавит Центральной и Северной Европы. Как и греческие буквы, руны — это не просто система знаков, предназначенных для передачи информации. Как и греческие буквы, они заключают в себе символические значения, далеко выходящие за рамки представлений материалистической теории информации. Руны исключительно валены и сегодня: интерес к ним неоднократно возрождался в течение всего XX столетия. Совместное применение научных и эзотерических методов сделало руны важной областью теоретического и практического эзотеризма. Некоторые академические исследователи рун сожалеют о таком положении дел. По их мнению, свидетельства о магическом или символическом использовании рун в прежние времена явно недостаточны для того, чтобы восстанавливать их сегодня. Но эти ученые едва ли способны приблизиться к представлениям, лежащим вне их опыта: все они являются представителями современного материалистического мировоззрения, которое отрицает истинность другого, альтернативного видения реальности. Даже если они и правы, это ни в коей мере не обесценивает современные эзотерические исследования и практику. Смысловые связи слова «руна» сами по себе показывают, что даже в самой глубокой древности руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Это значение явно проступает в языках Северной Европы, где оно близко примыкает к группе слов, обозначающих «шептание»: в их числе старокельтское слово «ran», средневаллийское «rhin”, староанглийский глагол «town» и современное немецкое слово «raunen». В современном ирландском языке слово «run» означает «секрет» или «решение», «rundiamahair» — тайну, «runai» — это секретарь, a «rancleireac» — чиновник для особо важных поручений. Как свидетельствуют современные ирландские слова, рунами обычно пользовались для гадания и принятия решений. В англосаксонской Англии совещания государственных советников назывались «рунами». К рунам на таких собраниях прибегали, когда возникали затруднения. В традиционной шотландской системе фермерского хозяйствования, известной под названием Run-Rig, жребии (руны) использовались для того, чтобы определить, какой «rig» (надел) достанется какому крестьянину. Происхождение рунического алфавита или, если точнее, «Футарка» долго было предметом ожесточенных споров между исследователями древней европейской культуры. Теории возникали и исчезали в соответствии с духом времени, а ученые выводили руны то от финикийского, то от полинезийского, то от классического греческого, латинского, этрусского или готского письма. В некоторых случаях шовинистически настроенные националисты и даже расисты использовали теории о происхождении рун для обоснования заявлений о собственном национальном превосходстве. В таких случаях они утверждали, что руны возникли совершенно независимо, не имея предшественников, и были творением той национальной группы, к которой принадлежали сами исследователи. Даже теперь, несмотря на множество научных изысканий и умозаключений, существует множество противоречивых мнений. Большинство ученых, однако, считают доказанным, что, как алфавит, рунические знаки происходят от североиталийского письма, употреблявшегося этрусками. История свидетельствует о том, что руны использовались этрусскими торговцами янтарем, которые завезли их из Италии через Центральную Европу на побережье Балтийского моря. Имеются также археологические свидетельства о связи между североиталийским письмом и рунами. При раскопках в районе Негау в Австро-Венгрии в 1812 г. было обнаружено 26 бронзовых шлемов с полями, датируемых IV в. до н. э. На шлемах были выгравированы надписи на германском языке, среди них — имя бога войны. Интересная особенность этих шлемов заключается в том, что все надписи выполнены североиталийским письмом. Однако, несмотря на эти доказательства, некоторые исследователи считают рунический алфавит прямой модификацией римского письма. При статистическом подходе можно обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв всего 8. Но этот аргумент слабоват, поскольку в римском алфавите есть еще пять букв, похожих на руны, но не идентичных с ними. Кроме того, некоторые буквы в этрусском, древнелатинском, римском и руническом алфавитах почти идентичны между собой, доказывая тем самым свое общее происхождение от финикийского алфавита Ахирама, употреблявшегося около 1000 г. до н. э. Но, как вы уже смогли понять из этой книги, в любом исследуемом алфавите можно обнаружить различные отклонения в написании одних и тех же букв. Какое количество таких отклонений превращает «старый» алфавит в «новый» и «другой», зависит, прежде всего, от позиции исследователя. Без сомнения, страсти вокруг аргументов будут бушевать до тех пор, пока люди будут интересоваться рунами.
На протяжении всей истории алфавитов, магических и немагических, отдельные ученые, мистики и правители играли важную роль в составлении нового порядка букв. Некоторые исследователи считают, что это касается и рун. Предполагается, что они сформировались тогда, когда некоторые из оккультных знаков, высекавшихся ранее на скалах и употреблявшихся при гадании, стали ассоциироваться с отдельными буквами трансальпийских алфавитов. Осуществление такого синтеза отображено в мифе о самопожертвовании Одина. Согласно этому мифу, открытие рун для человеческого использования произошло в результате ритуального самоистязания. В строфах 138 и 139 норвежской поэмы «Речи Высокого» мы читаем: Знаю, висел я в ветвях, на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину в жертву себе же на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, и с древа рухнул. (Перевод А. Корсуна) Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе об открытии рун Один (подобно древнегреческому Гермесу, являющийся богом магии, поэзии, вдохновения и гадания) прибегает к шаманской практике. В прежние времена шаманы пользовались экстатическими методами для достижения измененного состояния сознания. Они верили, что таким образом они посещают миры, лежащие вне этой материальной действительности. В этот метод входило отшельничество, соблюдение поста, употребление натуральных галлюциногенных веществ растительного происхождения и физическое самоистязание. Как явствует из мифа об Одине, овладение рунами было связано с самоистязанием на дереве в течение 9 дней и ночей — традиционного магического срока. Вследствие этой ордалии исторгнутая мучением вспышка внутреннего видения позволила Одину постигнуть весь потенциал рун для употребления их человеком. Очевидно, это произошло в результате слияния предрунических оккультных знаков, интуитивно использовавшихся для гадания, с рациональным фонетическим алфавитом. Это был редкостный момент агонии и экстаза, под влиянием которого обе стороны человеческого разума — интуиция и рациональность — дали единый отклик на один и тот же знак. Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов ясно указывает, что многие руны берут начало от двух основных источников. Создатель рун, земной Один, объединил две системы. Это было совершено посредством глубокого понимания, позволившего добраться до общего, глубинного уровня, лежащего в основе обеих систем, прежде существовавших раздельно. Точно так же, как буквы любой письменности могут происходить из разных источников, индивидуальное значение каждой руны может происходить от двух источников и сочетать их в себе. Греческий язык, ранняя форма которого дала начало североиталийскому письму, имеет целые ряды значений для каждой буквы (подробнее об этом см. в главе 2). Поэтому весьма вероятно, что этрусский и кельто-иберийский алфавиты также имели соответствующее эзотерическое значение для каждой буквы. Независимо от того, из какого источника происходят отдельные рунические знаки, те рунические буквы, какими мы их знаем, не были в своей массе взяты из какого-либо другого письма. В отличие от других алфавитов, изначально являющихся производными финикийского письма, в руническом алфавите буквы расположены по-другому: F, U, Tli, A, R, К. Поэтому рунические алфавиты часто называют Футарками. Однако это новое расположение букв, которое многие считают основным доводом в пользу создания рун одним творцом, не является таким нерациональным, как это может показаться. Если принять во внимание смысловые значения рун, то этот порядок весьма рационален и связан со сменой времен года. Именно внедрение оккультных знаков из районов Средиземноморья, Альп и Северной Европы в новую систему является наиболее важным аспектом генезиса рун. В далекие времена, семь тысяч лет тому назад, глиняные изделия, относящиеся к культуре Винка на Балканах, несли на себе оккультные знаки, многие из которых по своей форме напоминали руны, появившиеся более чем пять тысячелетий спустя. К тому же, многие оккультные знаки, известные сейчас как руны, уже существовали в виде фигур, использовавшихся в наскальных рисунках. Пиктографические наскальные росписи возникали в различных районах Европы, наиболее отчетливо во время позднего бронзового и раннего железного веков (1300—800 гг. до н. э.). Такие росписи часто называют «хэлльристинингар> (по названию их в Скандинавии), хотя подобные образцы встречаются в Британии, Ирландии, Испании, а также в Германских, Швейцарских и Итальянских Альпах. Эти хэлльристи-нингары содержат разнообразные оккультные знаки, которые можно найти в самых ранних рунических алфавитах. Собрания предрунических знаков, оккультных и символических, иногда называют «рунными кладами». Даже в наиболее развитой форме многие руны обнаруживают свою пиктографическую сушность. Считают, что первая руна, Feoh, обозначающая рогатый скот, напоминает рога коровы, а вторая, Ur, передает форму сильного тела дикого быка. Третья руна, Thorn, формой похожа на шип. Подобным образом, шестая руна, Kennaz или Сеп, воспроизводит древний осветительный прибор, «kienspanhalter». Восьмая руна, Wyn, имеет форму флюгера. Руна Nyd, которая означает «потребность», похожа на лукообразное приспособление, использовавшееся в старину для разжигания священных костров «чистого огня», а руна льда, Is, имеет форму сосульки. Elhaz или Eohh связана с лосем (Elk) и напоминает его ветвистые рога. Ehwaz и своим названием, и формой напоминает тело лошади. Lagu — это лук-порей, или вода, переливающаяся через край (кстати, эта руна символизирует воду), a Odal имеет форму ограды. Руна Yr обозначает лук и похожа на него своей формой. Stan имеет форму камешка или фишки, используемой в настольной игре, a Wolfsangel формой подобна «волчьему крюку», употреблявшемуся в былые времена. Руна Zin — это удар молнии, атрибут одноименного бога небес. Erda, подобно Odal, огораживает землю, Sol представляет собой солнечный диск с лучами света. Мы знаем из трех сохранившихся древних текстов, что каждая руна с давних времен имела специфическое значение.
Эти рунические поэмы — англосаксонская, норвежская и исландская — дают нам знать, что для описания отдельного знака или буквы использовались некие специфические объекты или понятия. Вследствие этого каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Таким образом, каждая руническая буква, подобно еврейской или греческой, является символическим хранилищем знаний и понятий, которые становятся явными при более глубоком изучении. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта через специфические предметы или процессы, характеризуемые руной. Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор. Эта особенность делает его очень динамичной и созидательной областью знаний. В сущности, значение каждой руны фиксировано, соответственно описанию в рунических поэмах. Но, поскольку с каждым новым днем создаются новые вещи, приобретается новый опыт, происходит развитие и формирование новых взаимоотношений, эти кажущиеся фиксированными значения рун могут обогащаться новым смыслом в зависимости от новых обстоятельств. Каждое время и каждое место неповторимо и ни на что не похоже; поэтому действие рунических архетипов должно соотноситься со специфическими условиями данного момента. Благодаря особой связи каждой руны с определенной вещью или свойством, пользуясь комбинациями рун можно описать или исследовать каждый аспект всего существующего. Руны в своей символической роли рассматриваются как аналоги реальности, — таким образом, каждая комбинация букв передает совокупность событий. Именно в силу вечно подвижной природы всего существующего, никто не может дать окончательную формулировку значений рун. Имея в виду эту гибкость, современные мастера рун свели совокупность понятий и связей, составляющих сущность рун, в детализированную и стройную систему. Этот процесс продолжается и сейчас. К сожалению, большая часть академических ученых проходит мимо этого аспекта рун, ошибочно полагая, что их развитие завершилось в средневековый период и, следовательно, является «дописанной книгой». Доктор Стивен Флауэрс, написавший несколько превосходных книг о традиционном и современном руническом знании, является заметным исключением в этой прискорбной тенденции. Ряд других ученых Германии и Англии сделали ценный вклад в изучение рун и открыли новые перспективы в их исследовании как на физическом, так и на духовном уровне. Рунические знания — это живая система, которая возрождается, обновляется, восстанавливается и совершенствуется как жизнеспособная область знания, равноценная любой другой магической системе, используемой сегодня.
В истории существовало множество рунических алфавитов, одни из которых тесно связаны друг с другом, другие же значительно отличаются между собой. Имеется также несколько рунических букв, которые никогда не включались в установленные рунические ряды. Кроме того, с возрождением рун в двадцатом столетии появилось еще несколько их разновидностей, имеющих в основе тот или другой древний алфавит. Самый старый законченный вариант известного рунического алфавита называется «Старший Футарк» или «общегерманский Футарк». Наиболее ранний полный рунический ряд этого Футарка вырезан на готском камне из Килвера (острове Готланд, Швеция). Он датируется началом пятого столетия. Этот рунический ряд имеет 24 буквы. Они традиционно объединены в три группы по восемь букв в каждой, что напоминает греческую традицию делить алфавит на три огдо-ады, отражающие три части вселенной. Каждая группа из восьми рун известна под названием «an» — скандинавское слово, которое имеет ряд значений, касающихся места, направления и происхождения. В своем наиболее фундаментальном значении оно описывает восемь направлений и является родственным шотландскому слову «airt» и ирландскому слову «aird» (означающих направление, а точнее, одну восьмую часть горизонта). «Aird” имеет дополнительное значение «внимание». Согласно мнению современных исследователей рун, каждый из трех рунических аттов находится во власти бога или богини из пантеона нордической традиции. Первый атт, который начинается с руны Feob (F), посвящен и находится во власти божеств плодородия и приращения — Фрея и Фрейи (Frey и Freyja). Второй атт, начинающийся с руны Hagal (h), связан с богом-стражем Хеймдаллем и покровительницей преисподней, богиней Мор-дгуд. Третий атт, который начинается с руны Туг (Т), посвящен древнему североевропейскому богу небес Тюру (Тиу или Зиу) и его супруге, богине Зисе.
Порядок расположения букв старшего футарка жестко фиксирован, хотя и отличается от порядка греко-латинских алфавитов. Важность порядка, в котором расположены руны, обнаруживается при детальном исследовании значений рун. В этом случае можно увидеть, что рунический ряд представляет собой связную последовательность. Изменить его порядок — значит исказить и лишить смысла этот образец, так как здесь строгая последовательность обусловлена связью с временными циклами. Единственное исключение в этом порядке составляют две последние буквы, 23-я и 24-я, Odal и Dag. Иногда Odal идет впереди Dag. В ходе истории число рун не было постоянным. Хотя их порядок остался почти неизмененным, фризы, обитавшие там, где теперь находится северо-восточная Голландия и северо-западная Германия, сочли необходимым создать четыре дополнительные руны. Рунический алфавит из 28 букв был сформирован приблизительно в 550—650 гг. до н. э, Известны несколько фризских рунических досок (одна из них датирована приблизительно 800 годами н. э.), покрытых руническими формулами, дающими их обладателю власть над морскими волнами. Фризский Футарк был увеличен в Англии за счет дальнейшего добавления рун. В конечном итоге, он перерос в рунический алфавит, включающий 33 буквы, который сложился в XIX столетии в Нортумберленде и является самым длинным. В англосаксонских рунических рядах заключительный атт содержит руны, обнаруживающие до некоторой степени кельтское влияние. Кроме этих букв, имеются также более поздние дополнительные руны, которые хотя и употребляются, но не входят в состав алфавитов. В Англии, вследствие сильного влияния церкви, нормой стал латинский алфавит, и руны уже не употреблялись официально. Но, конечно, они продолжали жить в сельской традиции. На протяжении всей истории существования рун шло их постоянное развитие: руны не стали неизменным алфавитом, застывшим на определенном отрезке времени. Алфавиты развиваются согласно потребностям места и времени, в которых они находят употребление. В ходе истории руны получили наиболее полное развитие в Скандинавии, часть которой оставалась языческой вплоть до двадцатого столетия. Здесь они ежедневно использовались для всевозможных целей — от фермерских клейм и купеческих ярлыков (Bumerker и Merke-lapper) до церковных надписей и магических формул на талисманах и амулетах. Руны также стали неотъемлемой частью календарей. Скандинавские алфавиты сперва лишились восьми рун из первоначальных 24, но позже старые руны были восстановлены, а новые — добавлены. Эти руны, которые находили ежедневное практическое использование до конца 18-го столетия, имели другой порядок, чем Старший Футарк и его производные. Необходимость обозначать в календаре 19-летний солнечно-лунный цикл породила особый календарный рунический ряд. К обычным скандинавским 16-ти рунам были добавлены три новых — две с фонетическим значением буквы «Икс» и одна, звучащая как «Y».
Имеются тысячи дошедших до наших дней примеров употребления древних рун. Начиная с середины третьего века нашей эры и вплоть до конца XVIII века рунические надписи можно было увидеть на многих предметах повседневного назначения. Одни из них указывают на предназначение предмета, другие — на имя его создателя или владельца, а третьи имеют магическое назначение. Сохранилось множество свидетельств, доказывающих, что руническая магия имела большое значение в боевом искусстве Севера. Были обнаружены отдельные руны, вырезанные на древках стрел, найденных в болотах Нидама в Дании, датированных приблизительно 400 гг. н. э. Существовал обычай давать имена военному снаряжению и оружию всех видов. Эти имена имели магическое значение и вырезались руническими знаками. Целый ряд их сохранился до сих пор. Самые ранние рунические надписи на оружии — это надписи на копьях. Копье из Овре-Стабу (Дания), носящее имя Raunyar («Испытатель»), датируется приблизительно 150 гг. н. э. Другое копье, найденное в Дамсдорфе (Бранденбург, Германия) и датируемое столетием позже, носило родственное имя Rannja, «Нападающий», а еще одно, алеманского происхождения, обнаруженное в Вурмлингене (южная Германия) и датируемое приблизительно 600 гг. н. э., имело руническое название Dorih, означавшее «Могучий храбростью». Считается, что другие известные рунические названия копий, включая Gaois, означают «крикун» и «горлопан». Во времена викингов и норманнов самым грозным оружием были боевые топоры, и они также получали имена, записанные рунами. Среди надписей такого рода имеются «Дьявол щита», «Волчья рана», «Колдунья битвы». «Дьявол» и «Колдунья» были наиболее популярными названиями боевых топоров. Самым мистическим видом оружия всегда считался меч, и названия мечей в самых ранних записях свидетельствуют об этом. Старинная англосаксонская поэма «Беовульф» называет одни из них: Также герою стало подспорьем то, что вручил ему вития Хродгаров: мен. с рукоятью, старинный Хрунтинг, лучший из славных клинков наследных (были на лезвии, в крови закаленном, зельем вытравлены узорные змеи); в руке героя, ступить решившеюся на путь опасный, на вражью землю, тот меч не дрогнет — не раз бывал он, клинок остреный, в работе ратной. (Перевод В. Тихомирова) Названия мечей передают свойства оружия как на физическом, так и мистическом уровне. Значения некоторых из них сейчас утрачены и остаются частью все еще нерасшифрованной магической криптологии рун. Так, меч, принадлежавший двум королям по имени Оффа, символ саксонского и мерсийского королевского сана, именовался Скреп. Названия нескольких прославленных мечей записаны в норвежских сагах. Сага о Босоногом Магнусе сообщает, что король Магнус «был опоясан мечом, который звался Леггбитр («кусающий за ноги»). Его гарда была из моржовой кости, а рукоятка инкрустирована золотом. И было это одно из лучших оружий». Сага о Кормаке рассказывает о злоупотреблении знаменитым мечом, известным как Скефнунг. В отрывке из Саги об Этиле, которая повествует о битве при Брунабурге, произошедшей на севере Англии в 937 году, тоже упоминаются рунические имена мечей: «Торольф имел широкий и толстый щит, очень крепкий шлем на голове и меч, который он называл Ланг (Длинный), большое и хорошее оружие. У Эгила было такое же снаряжение, как у Торольфа: он имел меч, который он называл Надр (Гадюка), полученный им из Курляндии; и было это отличное оружие...» Среди названий мечей, упоминаемых в сагах, встречаются следующие имена: Пламя Одина, Лед битвы, Огонь щита, Огонь морского короля, Огонь битвы, Факел крови, Змея раны, Змея кольчуги, Страх кольчуги, Разрыватель сетей войны, Шлем собаки, Язык ножен. Все эти имена являются кеннишами (метафорическими оборотами речи), и многие из них — явно рунические. Традиция рунических названий мечей продолжалась и во времена рыцарства. Например, меч, обнаруженный в каменной гробнице в Коросойгадене, вблизи Осло, не имеет письменных знаков на лезвии, но на верхнем ребре эфеса, сделанного из бронзы, имеется руническая надпись, выполненная, по всей видимости, в начале XIV в. Сам же меч, скорей всего, был изготовлен в тринадцатом столетии. Но руны наносили не только на оружие. В ходе раскопок древнего поселения норманнов, произведенных Ф. Уолесом на Фишембл-Стрит в Дублине (1980 г.), были обнаружены и другие рунические предметы. Одним из них был кусок дерева с руническим рядом, известным как дублинский Футарк (два слегка измененных варианта скандинавского младшего Футарка из 16 букв). Другой важной находкой был отросток оленьего рога с рунической надписью «Hum Hiartar» («рог оленя») — возможно, магическое обращение к материалу перед его использованием. Другая надпись на отростке рога — «La Ausap” — остается неразгаданной. Несмотря на повсеместное использование рун как средства коммуникации и записи, они больше известны в качестве магического алфавита. Конечно, они интенсивно используются для магических целей в наши дни, но сохранилось также много примеров того, как их использовали в старину. Среди этих примеров — и магические формулы языческих времен, и христианские надписи, и тексты средневековой магии, сочетающие в себе язычество и христианство. Кентерберийский рунический амулет против заражения ран, датируемый 1073 годом, содержит слова: «Да хранит тебя Тор». Интересную смесь религиозных традиций — исламской, христианской и языческой — представляет собой загадочная монета, найденная в могиле, относящейся к XI столетию, на острове Борнхольм в Прибалтике. Это — куфическая монета из Самарканда, датируемая 907—13 гг., с мусульманской надписью на арабском языке, поверх которой выгравированы руны. Эта магическая руническая надпись сделана по-латыни и является традиционной христианской фразой о вечной жизни погребенного. Любовные амулеты были еще одним средством рунической магии, благодаря которому она процветала. Раскопки при монастыре Эбельхольм в Сьеланде (Дания) явили на свет свинцовый любовные амулеты с руническими надписями, а старинная палочка из Виборга, Северная Ютландия, с резьбой, представляющей собой смесь крестиков и рун, давно известна как виборгская «любовная палочка». Прошли столетия, но этот магический способ процветает еще и сегодня! Но одним из наиболее впечатляющих пережитков средневековой рунической магии является «лечебная палочка» из Рибе (Дания). Она представляет собой квадратную в сечении сосновую палочку длиной около тридцати сантиметров с вырезанным на ней руническим заговором против «трясовицы» — малярии. Датируемая примерно 1300 гг., она содержит заклинание, отражающее двойное вероисповедание: «Молю о защите Землю и Небеса свыше, Солнце и св. Марию и Самого Господа Бога. Дабы он даровал мне руки, чтобы возвращать здоровье, и врачующее слово, чтобы лечить от трясовицы, когда в том будет надобность». В формуле сначала призываются божественные силы — Господь Бог и Божья Матерь, в образе св. Марии, солнечная сила небес и Земля. После этого следует экзорцизм, формула для устрашения и изгнания демона болезни: «В синем море стоит камень по имени Сварт. На нем лежат девять Бед. Да не заснут они и не согреются, пока тебе не станет лучше». Руническое заклинание заканчивается словами: «Thoet se» — «Да будет так!» Использование рун в магических формулах продолжалось в течение всего средневековья, особенно в Швеции. Надгробный памятник епископу Гизике в Лозене содержит руническую надпись, датируемую 1310 или 1311 годом. Лундский собор в провинции Скане содержит более позднюю руническую надпись на нижненемецком языке, вырезанную приблизительно в 1500 г. Она была сделана Адамом ван Дюреном у основания скульптурной колонны и гласит: «Got help» («Бог помощь!»). Даже после того, как официальное использование рун скандинавской церковью свелось к нулю, руны продолжали находить употребление в переписке. В 1543 г. датский адмирал Могес Гилденстйерне делал записи в своем дневнике рунами. Во время Тридцатилетней войны (1618—46) шведский генерал Якоб де ла Гарди использовал руны в качестве «секретного» кода. В Исландии, однако, руны были объявлены вне закона как «колдовство». За использование рун людей сжигали живьем. В этот запретный список были включены и магические рунические формулы «котруверс», заклинавшие святых и королей помочь игроку выиграть в шашки или в триктрак. Закон непреклонно приводился в действие: к примеру, в 1681 г. Арии Петурссон был сожжен на костре в присутствии исландского альтунга (парламента) за употребление «котруверс». Но в различных районах Скандинавии руны продолжали использоваться в календарях вплоть до конца восемнадцатого столетия.
В наше время наблюдается возобновление интереса к рунам, которое привело к их широкому распространению по всему миру и появлению большего чем когда-либо числа практиков. Применяемые в настоящее время руны оперируют на глубоком символическом уровне, на уровне архетипов глубинной реальности, которая является активным началом в жизни каждого из нас, вне зависимости от того, насколько он с этим согласен. Старший Футарк и его производные, англосаксонский и нортумбрианский, включают в себя почти все руны, названия которых известны. Имеется также ряд других, которые будут описаны ниже и которые уже не входят в арсенал людей, пользующихся рунами. Далее следует подробное описание значений рунических букв: Первой руной всех рунических алфавитов является Feoh, главная руна первого атта. Как первый буквенный знак, эта руна имеет значение «скот», передает звук «F». Такое же значение имеют первые буквы древнееврейского и греческого алфавитов, но они передают другие звуки, Скот в буквальном смысле относится к движимому имуществу. В обществе кочевого или земледельческого типа количество собственного скота было главным признаком благосостояния отдельной особы, семьи или клана. В древней европейской традиции скот представлял собой имущество, способное быть предметом торговой сделки — в отличие от усадьбы, которая являлась наследуемым имуществом и не подлежала продаже или обмену. Символически руна скота обозначает имущество, которое может продаваться или обмениваться, — собственность, которой можно торговать. Впоследствии, в современном английском, название этой руны проявилось в слове «fee» — плата. Традиционное общество во многом зависело от молока, мяса, кожи и рога коров. Эта сущность коровьей природы отводит ей основополагающую роль в индоевропейской традиции. Норвежский миф о сотворении мира рассказывает о первобытной корове, называемой Аудхумла, которая тоже участвовала во всеобщем созидании: она лизала кубик кристаллической соли, содержащий прародителя человечества, первоначальное существо Бури. Согласно теории рун, Feoli олицетворяет тот первоначальный переход к существованию, которому мы все обязаны своим происхождением. В классической средиземноморской традиции молодой бык также служит отправной точкой. Для древних египтян рога быка символизировали начало всего. Рассуждения Вергилия о рождении человека начинаются словами: «Белый бык с позолоченными рогами открывает год», а поклонники Митры утверждали, что бык был первоначалом созидаемого органического мира. В материальном плане Feoh олицетворяет накопление могущества. Она обозначает способность управлять. Это сила двоякого рода: физическая (т. е. управление стадом) и экономическая (как следствие использования стада). Этот символ управления заключает в себе еще и ответственность, которую несет с собой собственность. Владение и управление скотом, как и любое другое проявление достатка, требуют, чтобы владелец обнаруживал чувство ответственности. Чтобы не понести потерь, требуется надлежащее руководство. Если человек, управляющий стадом, склонен к расточительству или слишком скуп, то вскоре он познает несчастье и нищету. В современном контексте руна Feoh означает деньги, а также способность и возможность достигнуть мирского успеха и благополучия и умение сохранить его. Старые толкования руны предостерегают нас от скупости и ее социальных последствий. Норвежская руническая поэма подчеркнуто предупреждает нас, что все беды богатых людей возникают от жадности и зависти. Эти силы могут вызвать раскол в семье, клане или нации, ведущий к общему разорению: «Богатство вызывает раздоры между родственниками, а тем временем волки скрываются в лесных засадах». Подобным образом, под рубрикой первой руны древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что «Богатство — всякому в утеху, но каждый должен уметь легко отказываться от него, если хочет заслужить милость в глазах Господа». Второй руной во всех системах является Ur, фонетически звук U. Первоначально она символизировала огромного европейского дикого быка, которого называют туром (Bos primigenus). И его английское название, и латинское означают «первобытный бык». Хотя в древние времена он был широко распространен в северной и центральной Европе, но к средневековому периоду он стал угрожаемым видом и был истреблен. Последнего тура убили в Польше в 1627 году. По сохранившемуся скелету ясно видно, что тур был грозным зверем. «Смел тур с рогами, поднимающимися высоко, яростный рогатый боец, который попирает копытами вересковый покров земли, устрашающее порождение!» — сообщает нам древнеанглийская руническая поэма. Ur символизирует безличную, нетронутую, необузданную силу дикого скота. Это резко контрастирует с персонально ориентированным, социально контролируемым могуществом собственности, выражаемым Feoh, первой руной. Ur обозначает безграничную энергию вселенной, внушающее благоговейный страх воплощение неограниченного творческого потенциала. Невосприимчивость силы Ur убеждает, что она (Ur) никогда не может быть сведена до индивидуального уровня, под чье-нибудь единоличное управление. В сфере человеческих устремлений Ur передает мощь коллективной воли, «наше» могущество. Магическое влияние Ur приносит удачу, коллективную силу и личный успех, измеряемый общим благополучием. Третья руна называется Thorn или Thurisaz, фонетически передавая «th», как в слове «thorn». Руна обозначает стойкость и защитные свойства колючего дерева. Шип является защитным приспособлением, которое может действовать пассивно или как средство устрашения при нападении. Кроме того, она имеет значение «гигант», «демон» или «тролль»; а каждому из этих существ тоже приписывается способность уязвлять или защищаться. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что «Шип очень остер, схватишь его — будет больно, стр<
|
|||||||||||||
|